Поиск по сайту
Поиск по сайту
Президент Кыргызской республики

О местной государственной администрации

Проект

 

 

О местной государственной администрации

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ

Статья 1. Предмет регулирования

 

  1. Настоящий Закон устанавливает порядок организации деятельности местной государственной администрации, его полномочия, а также порядок формирования его руководящего состава.
  2. Другие законы, регламентирующие порядок деятельности местной государственной администрации и его полномочия, применяются в той части, в которой не противоречат настоящему Закону.
  3. Местная государственная администрация в части своих взаимоотношений с органами местного самоуправления руководствуется законами о местном самоуправлении, в той мере, в которой не урегулировано настоящим законом.

 

Статья 2. Местная государственная администрация

 

  1. Местная государственная администрация осуществляет исполнительную власть в районе и городе.
  2. Местная государственная администрация — подчиненный Президенту Кыргызской Республики (далее — Президент) и Кабинету Министров Кыргызской Республики (далее — Кабинет Министров) государственный орган исполнительной власти, обеспечивающий на соответствующей территории согласованную деятельность территориальных подразделений государственных органов исполнительной власти, а в случае передачи их в ее ведение осуществляет общее руководство их деятельностью, обеспечивает их взаимодействие с органами местного самоуправления и осуществляет государственный контроль за исполнением делегированных полномочий.
  3. Для рассмотрения важнейших вопросов исполнительно-распорядительной деятельности в местной государственной администрации создается консультативно-совещательный орган — коллегия. В состав коллегии входят глава местной государственной администрации, его заместители и другие должностные лица государственных органов, определяемые главой местной государственной администрации.
  4. Местная государственная администрация в своей деятельности подотчетна Президенту и Кабинету Министров.

 

Статья 3. Общие принципы деятельности местной государственной администрации

 

Местная государственная администрация осуществляет свою деятельность на принципах:

1) законности и социальной справедливости;

2) защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и местных сообществ;

3) сочетания общегосударственных и местных интересов;

4) открытости и гласности в решении вопросов;

5) ответственности за результаты своей деятельности перед государством, органами местного самоуправления и населением;

6) разграничения функций и полномочий государственной администрации и местного самоуправления.

 

Статья 4. Взаимоотношения местной государственной администрации с территориальными органами статистики, прокуратуры и судами

 

Взаимоотношения местной государственной администрации с территориальными органами статистики, прокуратуры и судами осуществляются в соответствии с законодательством об этих органах и принимаемыми на их основе решениями Президента и Кабинета Министров.

 

Статья 5. Взаимоотношения местной государственной администрации с органами местного самоуправления

 

  1. Местная государственная администрация осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления соответствующей территории, создавая условия для реализации гражданами конституционного права на участие в управлении вопросами государственного и местного значения.
  2. В случаях принятия органами местного самоуправления решений, не соответствующих законам, актам Президента и Кабинета Министров, глава местной государственной администрации вносит в соответствующий орган местного самоуправления, принявший такое решение, представление об устранении допущенных нарушений, которое должно быть рассмотрено в месячный срок. Представление главы местной государственной администрации может быть обжаловано в суде.

 

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

 

Статья 6. Структура и штат аппарата местной государственной администрации

 

  1. Типовая структура и штат аппарата местной государственной администрации утверждаются Председателем Кабинета Министров.
  2. Местная государственная администрация обладает статусом юридического лица и вправе самостоятельно решать вопросы, отнесенные настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами к ее компетенции.

 

Статья 7. Компетенция местной государственной администрации

 

Местная государственная администрация:

1) осуществляет исполнительную власть на соответствующей территории;

2) обеспечивает исполнение Конституции, законов, актов Президента и Кабинета Министров, Председателя Кабинета Министров; на основе и во исполнение Конституции, законов, актов, посланий и поручений Президента, актов Кабинета Министров и Председателя Кабинета Министров издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения на соответствующей территории, и обеспечивает контроль за их исполнением;

3) при участии исполнительных органов местного самоуправления разрабатывает и вносит на утверждение соответствующему местному кенешу программы социально-экономического развития территории и социальной защиты населения, организует их исполнение и отчитывается перед Кабинетом Министров и соответствующим местным кенешем о выполнении этих программ;

4) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью;

5) осуществляет контроль за соблюдением прав граждан, в том числе прав и интересов детей на соответствующей территории;

6) обеспечивает выполнение бюджетно-финансовой, ценовой, тарифной, инвестиционной, внешнеэкономической, налоговой и таможенной политики;

7) обеспечивает выполнение государственной политики в социально-экономической сфере, молодежной политики, политики в области культуры, искусства, туризма, спорта, науки, интеллектуальной собственности, образования, здравоохранения, труда, занятости и миграции, межэтнических отношений, защиты детей и гендерного равенства, социального обеспечения, охраны природы, экологической безопасности и природопользования, управления земельными ресурсами, архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, государственной и муниципальной службы, развития государственного языка, создает условия для других этносов проживающих на территориях местной государственной администрации по развитию родного языка;

8) по вопросам, касающимся ее ведения обеспечивает выполнение вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика;

9) осуществляет меры по обеспечению равных условий развития всех форм собственности и их защите, управлению объектами государственной собственности;

10) учреждает государственные предприятия и учреждения, организует мероприятия по приватизации государственной собственности Кыргызской Республики;

11) обеспечивает реализацию общегосударственных программ;

12) обеспечивает проведение единой антимонопольной и конкурентной политики;

13) заслушивает отчеты руководителей территориальных подразделений государственных органов исполнительной власти, а также глав исполнительных органов местного самоуправления в части делегированных им государственных полномочий;

14) при передаче в ее ведение территориальных подразделений государственных органов исполнительной власти формирует их руководящий состав, утверждает их положения, схему управления и предельную штатную численность;

15) образовывает консультативно-совещательные органы;

16) проводит работу по развитию свободных экономических зон, расположенных на территории местной государственной администрации;

17) учреждает грамоту и иные награды местной государственной администрации, определяет основания и порядок награждения ими;

18) принимает решение о премировании штата местной государственной администрации, штата подразделений органов исполнительной власти, штатов юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории местной государственной администрации;

19) вносит предложения торага местного кенеша о созыве внеочередных заседаний местных кенешей;

20) обеспечивает взаимодействие с гражданским обществом и средствами массовой информации;

21) привлекает инвестиции и гранты для развития территории, заключает соответствующие договора;

22) координирует работу правоохранительных органов; координирует и осуществляет мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и ликвидации их последствий;

23) осуществляет мероприятия по предупреждению и предотвращению межэтнических конфликтов на соответствующей территории;

24) оказывает организационное и материально-техническое содействие территориальным избирательным комиссиям в реализации ими своих полномочий в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;

25) переводит земли из одной категории в другие в соответствии с земельным законодательством;

26) осуществляет иные полномочия, предусмотренные нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

 

Статья 8. Глава местной государственной администрации

 

  1. Деятельностью местной государственной администрации руководит на принципах единоначалия глава местной государственной администрации (далее — аким).
  2. Аким назначается и освобождается от должности Президентом.
  3. Должность акима является политической должностью. Аким является главным государственным должностным лицом на соответствующей территории.
  4. Аким несет персональную ответственность перед Президентом и Кабинетом Министров за социально-экономическое развитие территории.
  5. Аким обладает правом неприкосновенности и не может быть задержан и арестован, подвергнут обыску или личному досмотру, кроме случаев, когда он застигнут на месте совершения преступления. Привлечение акима к уголовной ответственности допускается с согласия Президента и по представлению Генерального прокурора Кыргызской Республики.
  6. Аким, в том числе после прекращения своих полномочий и освобождения от занимаемой должности, не может быть привлечен к уголовной ответственности за противоправные деяния, совершенные им в период осуществления полномочий акима, в ином порядке, чем установлено настоящей статьей.
  7. Личный досмотр акима не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом в целях обеспечения безопасности других людей.

 

Статья 9. Требования, предъявляемые к кандидату на должность акима

 

Акимом может быть дееспособный гражданин Кыргызской Республики, имеющий высшее образование, опыта работы в системе государственного управления не менее 10 лет и отвечающий квалификационным требованиям, установленным Кабинетом Министров.

Не может быть акимом гражданин Кыргызской Республики, имеющий судимость за совершение преступления, независимо от того, погашена или снята судимость, уволенный из государственной или муниципальной службы по дискредитирующим основаниям, имеющий гражданство иностранного государства.

 

Статья 10. Порядок досрочного прекращения полномочий акима

 

  1. Полномочия акима могут быть досрочно прекращены Президентом:

1) на основании личного заявления;

2) за невыполнение или ненадлежащее исполнение законов, нормативных правовых актов;

3) в случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей, приведшего к ухудшению социально-экономической и общественно-политической ситуации на территории;

4) в случае утраты доверия со стороны Президента или Председателя Кабинета Министров;

5) в случае непринятия своевременных действий по предотвращению и/или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

6) в случае занятия предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

7) в случае осуществления деятельности в органах управления коммерческих организаций (за исключением случаев, предусмотренных законом);

8) непредставление либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в декларации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

9) за сокрытие наличия гражданства иностранного государства.

10) за несвоевременное принятие мер, в пределах компетенции, по урегулированию межэтнических отношений и ситуации, приведших к конфликтам на соответствующей территории;

11) на основании вступившего в силу обвинительного приговора суда;

12) в случае признания его судом недееспособным;

13) в случае вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим, безвестно отсутствующим, а также смерти;

14) в случае выезда на постоянное место жительства за пределы Кыргызской Республики;

15) в случае выхода из гражданства Кыргызской Республики, или принятия гражданства иностранного государства;

16) в случае невозможности исполнять свои должностные обязанности в результате стойкой нетрудоспособности.

  1. Досрочное прекращение полномочий акима осуществляется путем освобождения его от занимаемой должности.
  2. Президент вправе освободить акима от занимаемой должности и по другим основаниям, в том числе в связи с переходом на другую работу.
  3. В период отсутствия акима, в том числе в связи с досрочным прекращением его полномочий, его обязанности выполняет первый заместитель, а при отсутствии первого заместителя исполнение обязанности возлагается Президентом на одного из его заместителей до назначения новой кандидатуры.

 

Статья 11. Полномочия акима

 

  1. Аким:

1) организует деятельность местной государственной администрации и отвечает в установленном порядке за ее результаты;

2) осуществляет общее руководство деятельностью территориальных подразделений государственных органов исполнительной власти, переданных в ведение местной государственной администрации, назначает и освобождает от занимаемой должности их руководителей, кроме военной и правоохранительной службы;

3) назначает и освобождает от должности работников аппарата местной государственной администрации, принимает к ним меры поощрения и дисциплинарного взыскания;

4) утверждает индивидуальный план по защите ребенка и план индивидуальной работы с семьей;

5) вправе поставить вопрос о созыве сессии местного кенеша в пределах территории, участвовать в его работе с правом совещательного голоса;

6) представляет соответствующую территорию в отношениях с вышестоящими государственными органами и в международных отношениях;

7) принимает решения о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности, в соответствии с земельным законодательством Кыргызской Республики;

8) организует работу, связанную с исчислением и уплатой обязательных государственных платежей в бюджет, обеспечивает законность осуществления предпринимательской деятельности, принимает меры по недопущению неправомерных действий со стороны контролирующих и правоохранительных органов в отношении субъектов предпринимательства;

9) назначает и освобождает глав исполнительных органов местного самоуправления в порядке, предусмотренном законом о местном самоуправлении;

10) решет любые вопросы в рамках компетенции местной государственной администрации;

11) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим законами и другими законами, а также возлагаемые на него Президентом, Кабинетом Министров и его Председателем.

  1. Аким осуществляет на подведомственной территории государственный контроль за выполнением физическими и юридическими лицами Конституции, законов, актов Президента и Кабинета Министров.

Аким вправе отменять акты органов и подразделений, подчиненных ему или находящихся в его ведении.

  1. Аким в пределах своей компетенции издает распоряжения, а от имени местной государственной администрации — постановления и распоряжения.
  2. Аким в установленном порядке ходатайствует перед Кабинетом Министров и Президентом о награждении наградами Кабинета Министров и Президента, государственными наградами и присвоении почетных званий Кыргызской Республики.
  3. Аким вправе распределить свои полномочия между своими заместителями.

 

Статья 12. Первый заместитель и заместители акима

 

  1. Первый заместитель и заместители акима назначаются и освобождаются Председателем Кабинета Министров по представлению акима.
  2. Заместителем акима может быть дееспособный гражданин Кыргызской Республики, имеющий высшее образование, опыт работы в системе государственного управления не менее 10 лет и отвечающий квалификационным требованиям, установленным Кабинетом Министров.
  3. Не может быть заместителем акима гражданин Кыргызской Республики, имеющий судимость за совершение преступления, независимо от того, погашена или снята судимость, а также гражданство иностранного государства.

При формировании состава заместителей акима учитываются гендерное равенство и этнические вопросы. Инвалидность не является препятствием для назначения на должность заместителя акима.

  1. Должность заместителя акима, в том числе первого, является политической должностью.
  2. Заместитель акима несет персональную ответственность перед Президентом и Кабинетом Министров за ненадлежащее исполнение возложенных акимом полномочий.
  3. На акима и его заместителей распространяются все ограничения, предусмотренные законодательством для членов Кабинета Министров и государственных служащих.

 

ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

 

Статья 13. Обязательность актов местной государственной администрации

 

  1. Решения местной государственной администрации, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории государственными органами и органами местного самоуправления, а также гражданами и юридическими лицами.
  2. За невыполнение решений местной государственной администрации, принятых в рамках ее компетенции, должностные лица и граждане, а также юридические лица несут ответственность в установленном законом порядке.

 

Статья 14. Ответственность за вред, причиненный местной государственной администрации

 

  1. Государственные органы, органы местного самоуправления, юридические лица и граждане несут перед местной государственной администрацией ответственность, в том числе имущественную, возмещая в полном объеме убытки, причиненные их действиями или бездействием интересам населения, местному хозяйству, окружающей среде, а также ущерб, нанесенный в результате невыполнения решений местной государственной администрации.
  2. Защита законных интересов местной государственной администрации обеспечивается органами прокуратуры и судами в соответствии с законами Кыргызской Республики.

 

Статья 15. Ответственность местной государственной администрации

 

  1. Аким несет персональную ответственность за законность принимаемых решений, а также за надлежащее исполнение возложенных настоящим законом на него полномочий, управление и организацию управления деятельностью местной государственной администрацией, подчиненных ей и находящихся в ее ведении органов, и подразделений.

Государственные служащие местной государственной администрации, органов и подразделений, подчиненных ей или находящихся в ее введении, несут ответственность за нарушение или ненадлежащее исполнения своих функциональных обязанностей, в том числе в виде освобождения от занимаемой должности, взыскания ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами из-за их неправомерных действий. 

  1. Споры по восстановлению нарушенных прав местных сообществ, юридических лиц и граждан, возникающие в результате действий или бездействия местной государственной администрации, органов и подразделений, подчиненных ей или находящихся в ее введении, а также по возмещению ущерба, причиненного в результате неправомерных действий, решаются в суде.

 

ГЛАВА 4. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 16. Порядок вступления в силу настоящего Закона и переходные положения

 

  1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
  2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

— Закон Кыргызской Республики «О местной государственной администрации» от 14 июля 2011 года № 96;

— Закон Кыргызской Республики «О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики „О местной государственной администрации“ от 25 ноября 2011 года № 220;

— Закон Кыргызской Республики „О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики“ от 17 марта 2012 года № 20;

— статью 7 Закона Кыргызской Республики „О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики“ от 16 июля 2012 года
№ 114;

— статью 2 Закона Кыргызской Республики „О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики“ от 3 августа 2012 года
№ 149;

— статью 8 Закона Кыргызской Республики „О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики“ от 10 августа 2012 года
№ 164;

— статью 2 Закона Кыргызской Республики „О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики“ от 15 июля 2013 года № 143;

— статью 9 Закона Кыргызской Республики „О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики“ от 5 ноября 2013 года
№ 201;

— Закон Кыргызской Республики „О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики ‚О местной государственной администрации‘ от 10 января 2014 года № 1;

— Закон Кыргызской Республики ‚О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики‘ от 17 апреля 2015 года № 85;

— статью 2 Закона Кыргызской Республики ‚О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам декларирования расходов государственных и муниципальных служащих‘ от 21 октября 2016 года № 169;

— статью 4 Закона Кыргызской Республики ‚О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам внедрения института пробации‘ от 24 апреля 2019 года № 56;

— статью 14 Закона Кыргызской Республики ‚О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере официальной статистики‘ от 8 июля 2019 года № 83;

— статью 3 Закона Кыргызской Республики ‚О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам поддержки инвестиций‘ от 26 декабря 2020 года
№ 12;

— Закон Кыргызской Республики ‚О порядке делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий‘ от 9 июля 2013 года № 127;

— Закон Кыргызской Республики ‚О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере делегирования государственных полномочий‘ от 6 июля 2016 года № 99.

  1. Установить, что до приведения действующих законов в соответствии с настоящим законом, они применяются в части не противоречащих настоящему закону.

 

Статья 17. Мероприятия, подлежащие проведению

 

  1. Кабинету Министров в трехмесячный срок принять меры:

— по ликвидации полномочных представительств Правительства Кыргызской Республики в областях;

— по созданию в городах местных государственных администраций;

— поэтапной передаче в ведение местной государственной администрации территориальных подразделений государственных органов исполнительной власти с их штатами, функциями и полномочиями, и бюджетами, материально-техническим обеспечением, а также их права требования и обязательства;

— по передаче местной государственной администрации ранее делегированных органам местного самоуправления государственных полномочий.

  1. Местным государственным администрациям и органам местного самоуправления:

— принять соответствующие меры по реализации настоящего Закона;

— привести свои решения в соответствие с настоящим Законом.

 

 

Президент

Кыргызской Республики