Поиск по сайту
Поиск по сайту
Президент Кыргызской республики

Антикоррупционный деловой совет

 

Антикоррупционным деловым советом при Президенте Кыргызской Республики предложен с учетом общественного обсуждения проект ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2022-2024гг.

Предлагаемый проект Стратегии Антикоррупционной Политики разработан во исполнение положений концепции государственной стратегии антикоррупционной политики в Кыргызской Республике, утвержденной резолюцией Антикоррупционного делового совета при Президенте Кыргызской Республики от 16 ноября 2021 года.

Проект Антикоррупционной стратегии размещен на официальном сайте Президента Кыргызской Республики: 

http://www.president.kg/ru/apparat_prezidenta/sovety_pri_prezidente/antikorrupcionnyy_delovoy_sovet 

Свои предложения и комментарии к проекту Стратегии можете присылать на эл.почту [email protected] 

 


Антикоррупционный деловой совет
при Президенте Кыргызской Республики

 

КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ
антикоррупционной политики в Кыргызской Республике

 20-01/30 от 16 ноября 2021 года

С принятием Конституции Кыргызской Республики от 11 апреля 2021 года Кыргызстан перешёл на президентскую форму правления. Президент является главой государства, высшим должностным лицом и возглавляет исполнительную власть Кыргызской Республики, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обеспечивает единство государственной власти, координацию и взаимодействие государственных органов.

Впервые в Конституции Кыргызской Республики заложены нормы по противодействию коррупции: статья 4 Конституции Кыргызской Республики регламентирует в качестве одного из основных принципов государственной власти запрет государственным и муниципальным должностным лицам осуществлять действия (бездействие), создающие условия для коррупции.

О твёрдом намерении Президента Кыргызской Республики следовать антикоррупционной политике в сфере государственного управления свидетельствует принятие таких Указов, как:

  1. «Об Антикоррупционном деловом совете при Президенте Кыргызской Республики» от 08 июля 2021 г.
  2. «О защите собственности и поддержке предпринимателей и инвесторов» от 29 января 2021 г.
  3. «Об оказании поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства» от 02.сентября 2021 г.
  4. «О новой государственной кадровой политике» от 29 января 2021 г.

В условиях сложившейся реальности необходима новая антикоррупционная стратегия, призванная решить такие основополагающие задачи в сфере противодействия коррупции, как не быть коррумпированным в среде коррупционного давления и как изжить вирус коррумпированности у государственных чиновников.

Кыргызстан относится к группе стран с высоким уровнем коррупции. Трудность в преодолении коррупции заключается в том, что в Кыргызстане не была сформирована сильная вертикаль власти за все время независимости страны. Коррупция подтачивала и без того слабую государственную власть. При парламентской демократии коррупция еще больше усилилась благодаря политической конкуренции, которая была прежде всего направлена на борьбу за ресурсы.

Коррупция, являясь многогранным явлением, распространяет свое влияние не только в сферу экономики, но и в социальную, политическую и духовно-нравственную жизнь страны.

Для снижения уровня коррупции в каждой из вышеперечисленных сфер необходимо выработка определённых механизмов, которые оказывали бы специфичное воздействие именно в данном конкретном векторе.

Вместе с тем, учитывая опыт предыдущих лет по противодействию коррупции, необходимо признать, что множественность антикоррупционных планов не только тормозит реализацию антикоррупционной политики, но и оказывает противоположный эффект, порождающий чувство неспособности государства эффективно бороться с данным негативным явлением. Соответственно, необходима эффективная стратегия антикоррупционной политики и единый план по ее реализации.

Со стороны общественности коррупция воспринимается как несправедливость. Лейтмотивом 3-х революций была борьба с коррупцией. Революции происходили тогда, когда коррупция на всех уровнях власти начинала открыто демонстрировать свою активность и обретала агрессивный характер.

Несправедливость не измерима с количественной точки зрения, но с правовой точки зрения несправедливость — это злоупотребление, пренебрежение к своим должностным обязанностям, иными словами должностное преступление, которое осталось безнаказанным либо санкционированным самой правовой системой.

Несправедливость — это отказ служить Закону, результат некорректно принятого госчиновником, судьей, политиком решения в обмен на получение значительных материальных благ. В нашем обществе коррупция стала самовоспроизводящей системой. Чиновники проявляют склонность к коррупции, когда риск быть изобличённым в коррупции невелик, наказание мягкое, а выигрыш значителен. Из чего следует, что противостоять коррупции необходимо созданием эффективных институциональных структур с целью обеспечения эффективной системы сдержек и противовесов, когда риск выявления коррупции очень высокий, а наказание за совершение коррупционных деяний неотвратимо.

Еще одна особенность, которую необходимо помнить при разработке стратегии противодействия коррупции: с коррупцией среди государственного аппарата боролись исключительно представители этого аппарата. Это привело к двум последствиям: 1) борцы против коррупции были органически не в состоянии менять коренные причины, порождающие коррупцию, поскольку они являются важнейшим условием существования самой системы (самопроизводящая коррупция); 2) в условиях высокого уровня теневой экономики борьба против коррупционеров нередко перерастала в борьбу против конкурентов на рынке коррупционных услуг. Поэтому в противодействии коррупции очень важно участие всех заинтересованных сторон, представителей различного сегмента общества в разработке и реализации антикоррупционной политики, при этом, площадка Антикоррупционного делового совета при Президенте как раз является именно такой ареной.

Немаловажным вопросом является вопрос координации антикоррупционной деятельности. Каждый государственный орган, являясь самостоятельной государственной структурой, реализует свои собственные антикоррупционные планы и проекты при технической и финансовой поддержке партнеров по развитию. При этом отчет о результативности таких проектов недоступен для широких слоёв общества, а является достоянием узкого круга лиц. Отсутствие общей координации всех антикоррупционных мероприятий, имплементируемых со стороны госорганов, как основных бенефициариев проектов, достаточно серьезно подрывает доверие к антикоррупционной политике Главы государства. В связи с чем, координация всей деятельности по противодействию коррупции, в том числе и по созданию системы превентивных мер в госорганах, возложена на Секретариат АДС при Президенте Кыргызской Республики. Координацию деятельности правоохранительных и фискальных органов по выявлению коррупционных преступлений призван обеспечить конституционный надзорный орган — Генеральная прокуратура Кыргызской Республики, а обеспечение неотвратимости наказания за совершение коррупционных преступлений должно осуществляться деятельностью судебной системой.

Для превентивного точечного воздействия на субъекты коррупции необходимо выстроить эффективную систему сдержек и противовесов для противодействия:

— государственной коррупции (коррупция госчиновников);

— коммерческой коррупции (коррупция менеджеров фирм);

— политической коррупции (коррупция политических деятелей).

28 ноября состоятся выборы в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики в соответствие с Основным законом, принятым 5 мая текущего года. Наше общество сможет в полной мере реализовать принцип люстрации. Это политическая воля Президента, чтобы в законодательный орган пришли люди с незапятнанным коррупционным прошлым. Списки как по одномандатным, так и по партийным спискам будут открытыми, продавать места в партийных списках теряет целесообразность. Основной принцип первой статьи Конституции гласит: «Народ Кыргызской Республики — носитель суверенитета и единственный источник государственной власти. И от имени народа Кыргызской Республики имеют право выступать Президент и Жогорку Кенеш». Выбирая самых достойных в высший законодательный орган, граждане страны должны сказать «Нет политической коррупции».

Нравственность нации определяется нетерпимостью к коррупции. Все, кто работает на госслужбе и органах МСУ, или придет трудиться в эту сферу, должны осознавать, что должность — это не привилегия, а ответственность. Только верховенство закона, ответственность, открытость и справедливость могут восстановить всенародное доверие к государственным институтам и гарантировать единство народа Кыргызстана и его дальнейшее развитие.

Во главе угла антикоррупционной политики должна стоять защита прав простого гражданина, будь он фермером или предпринимателем, учителем или военнослужащим, врачом или рядовым чиновником. Поэтому необходимо и дальше совершенствовать систему антикоррупционных стандартов (запретов, обязанностей и ограничений) в процессе осуществления властных полномочий носителями высших политических и административных должностей, чтобы исключить возможность извлечения незаконной личной выгоды.

Необходимо ввести запрет на поступление на государственную и муниципальную службу лицам, на которых возбуждено уголовное дело по статье «коррупция» и «злоупотребление служебными полномочиями», даже в том случае, если лицо погасило свою судимость и/или освобождено от уголовной ответственности по причине сотрудничества со следствием и выплаты в доход государства суммы ущерба от коррупционных преступлений.  Лицам, уволенным с государственной и муниципальной службы в связи с несоблюдением антикоррупционных стандартов, накладывается запрет на поступление на государственную и муниципальную службу, назначаться на должности в совет директоров, в органы управления ОАО с государственной долей в уставном капитале, в госпредприятиях.

В плане создания эффективного взаимодействия госорганов с бизнес сообществом и гражданским сектором необходимо расширить практику включения в состав межведомственных комиссий по вопросам противодействия коррупции представителей бизнес-сообщества, некоммерческих общественных организаций, уставная деятельность которых связана с противодействием коррупции, представителей экспертного и научного сообщества и аккредитованных в министерстве юстиции независимых экспертов по проведению антикоррупционной экспертизы, в том числе по проверке активов, доходов и расходов государственных и муниципальных служащих.

Идеология в сфере противодействия коррупции должна строиться на повышении антикоррупционных морально-этических убеждений как общественности, так госаппарата, судейского корпуса и правоохранительных органов. Наряду с открытостью процедур создания резерва кадров, так и приема на работу в качестве одного из этапов отбора кадров ввести прохождение диагностики на полиграфе и психологический тест для выявления устойчивости кандидата против соблазна к совершению коррупционных действий.

Из-за того, что граждане и бизнес во многих случаях не являются полноправными участниками судебных процессов, обеспечение открытости судебных процессов посредством аудио-видео фиксаций (АВФ), особенно в судах общей юрисдикции, становится архиважной задачей, которую необходимо решать в самые сжатые сроки, тем более, что законодательно использование аудио-видео фиксации регламентировано законодательством.

Не секрет, что за 30 лет развития страны, несмотря на утверждаемые антикоррупционные стратегии и планы, коррупции не становится меньше.  Рядовые граждане, предприниматели на себе должны ощутить положительные результаты от деятельности госорганов в сфере противодействия коррупции. На сегодня свыше 364 государственных услуг граждане получают платно на бумажных носителях, и всего 123 услуги получают через портал государственных услуг. На уровне МСУ 180 справок разного характера граждане получают на платной основе. Госуслуги и услуги на уровне МСУ граждане должны получать в максимально короткие сроки через электронный портал «Тундук» и максимально бесплатно. Открытость и подотчетность госорганов и органов МСУ должна обеспечиваться через цифровизацию в самой краткосрочной перспективе.

В современном мире коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает все сферы общественной жизни всех стран. Кыргызстан имплементирует Конвенцию ООН по противодействию коррупции, осуществляет антикоррупционную деятельность в рамках Межгосударственного Совета по противодействию коррупции Содружества Независимых Государств, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Совета Европы. В рамках интеграционных процессов Евразийского экономического союза для создания устойчивого инклюзивного экономического развития есть необходимость рассмотрения вопроса о разработке единых антикоррупционных стандартов для стран участников в соответствие со стратегическими направлениями развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.

Для разработки стратегии антикоррупционной политики в соответствие с предложенной Концепцией будет создана рабочая группа с участием всех заинтересованных сторон с учётом предложений членов Совета. Секретариат АДС планирует внести первый драфт Стратегии для общественного обсуждения к середине декабря текущего года.