Поиск по сайту
Поиск по сайту
Президент Кыргызской республики

Президент Садыр Жапаров дал ряд поручений по обеспечению энергетической безопасности страны

Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров сегодня, 26 ноября, на заседании Совета безопасности дал ряд поручений по итогам рассмотрения вопроса о мерах по обеспечению энергетической безопасности страны.

В своем выступлении Глава государства обозначил основные приоритеты энергетической политики.

Свободный перевод.

«После рассмотрения презентации министра энергетики, изучения материалов, подготовленных Секретариатом Совета Безопасности, и выслушивания мнений членов Совета Безопасности, считаю, что обеспечение бесперебойного снабжения населения теплом и электроэнергией и отраслей экономики, укрепление энергетической безопасности Кыргызской Республики - это обязанность государственных органов и хозяйствующих субъектов в топливно-энергетическом секторе.

По экспертным оценкам, растущий дефицит генерируемых мощностей продолжится после завершения проектов по вводу 2-го энергоблока Камбаратинской ГЭС-2, реконструкции Токтогульской, Ат-Башинской и Уч-Коргонской ГЭС.

Высокие финансовые потребности и долгосрочное строительство объектов генерации обусловливают необходимость принятия предварительных мер и отныне требуют создания условий для развития других секторов экономики.

С учетом текущей ситуации и в целях обеспечения населения и отраслей экономики Кыргызской Республики достаточным количеством электроэнергии, увеличения выработки электроэнергии, нужно обеспечить введение новых мощностей, ввод в эксплуатацию и развитие возобновляемых источников энергии, а также обеспечить импорт электроэнергии на территорию страны.

При этом все государственные структуры должны оказывать максимальное содействие энергетике в решении вопросов энергетической безопасности.

В частности, считаю необходимым, чтобы Совет Безопасности Кыргызской Республики рекомендовал следующее:

Кабинет Министров Кыргызской Республики:

Первое

Решить вопрос импорта необходимого количества электроэнергии из соседних стран на 2021 и 2022 годы для обеспечения успешного прохождения текущего и предстоящего осенне-зимнего периода.

Второе

Взять особый контроль над процессом увеличения выработки электроэнергии и мощности на ТЭЦ в Бишкеке.

Примите меры для предотвращения крупных аварий на этом объекте.

Третье

Определить первоочередные меры и источники их финансирования с целью ускорения строительства Камбаратинской ГЭС-1.

Четвертое

В срок до 1 марта 2022 года проработать вопрос передачи государственного пакета акций ОАО «Нарынгидроэнергострой» и ОАО «Нарын спецэнергомонтаж» Министерству энергетики Кыргызской Республики.

Пятое

Будут приняты необходимые меры по реабилитации Токтогульской и Ат-Башинской ГЭС, модернизации Уч-Коргонской ГЭС, своевременной реализации инвестиционных проектов по реабилитации «Ошэлектро» и «Востокэлектро», улучшение электроснабжения Аркинского массива Баткенской области и CASA-1000.

Шестое

Разработать и утвердить долгосрочные меры по усилению энергетического потенциала Кыргызской Республики:

- независимо от притока воды в Токтогульском водохранилище для обеспечения достаточного количества воды в резервуаре

-    рациональное использование водных и энергетических ресурсов;

- строительство новых генерирующих мощностей, возобновляемых источников энергии и «зеленая энергия», в том числе разработка стимулов для увеличения мощности малой гидроэнергетики;

Седьмое

Разработать и утвердить среднесрочную тарифную политику на электрическую и тепловую энергию до 1 марта 2022 года с учетом соблюдения эффективных механизмов социальной защиты населения.

Следует отметить, что тарифная политика, рассчитанная на электроэнергию, потребляемая нашим населением, должна исходить из способности платить без лишних хлопот. Необходимо учитывать и защищать интересы социально- уязвимых слоев населения.

Мы не должны позволить, чтобы граждане отдавали всю зарплату за электроэнергию. Уважаемый Акылбек Усенбекович, я уже говорил, что для 110 518 малообеспеченных семей необходимо снизить тарифы на электроэнергию до 50 тыйынов. Повторяю, что оставшиеся 27 тыйынов должны субсидироваться из бюджета.

В то же время нельзя забывать, что энергетика не всегда возможна только за счет кредитов, грантов и субсидий.

Восьмое

До 1 марта 2022 года разработать и утвердить меры по укреплению финансовой устойчивости энергетического сектора Кыргызской Республики, в том числе возможность увеличения доли государства в уставном капитале энергокомпаний за счет капитализации задолженности по бюджетным кредитам.

Девятое

Разработать и ввести в действие эффективные механизмы энергосбережения, энергоэффективности в потреблении энергоресурсов на всех объектах, независимо от форм собственности.

Десятое

Контроль и учет электроэнергии. Рассмотреть возможность комплексного применения инновационных технологий в энергетике страны за счет полномасштабного внедрения автоматизированной системы дистанционного контроля передаваемой и потребляемой электроэнергии».

Министерство энергетики Кыргызской Республики:

Первое

В срок до 1 февраля 2022 года провести анализ и разработку предложений по актуализации стратегических документов, направленных на развитие альтернативных (возобновляемых) источников энергии и развитие малых ГЭС.

Второе

Эффективное использование гидроэнергетического потенциала страны, провести точный анализ и разработать предложения по увеличению мощности и разработке обновленной государственной стратегии по управлению водными ресурсами, предусмотренными для рационального использования.

Третье

До 1 апреля 2022 года совместно с Министерством юстиции Кыргызской Республики, Министерством экономики и финансов Кыргызской Республики и Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики обратить особое внимание на разработку технических регламентов, провести инвентаризация действующего энергетического законодательства и возможных пробелов и противоречий для внесения изменений в него в ликвидационной части.

Четвертое

Взять на себя личный контроль и активизировать деятельность, направленную на разработку и внедрение в действие технических норм и стандартов, применяемых в сфере энергетики.

Пятое

Обеспечить контроль за реализацией существующих стратегически важных проектов, а также обеспечить надежное проведение осенне-зимнего периода.

Шестое

До 1 апреля 2022 года разработать план действий, направленный на снижение технических, коммерческих и общих потерь электроэнергии в электрических сетях».

26 ноября 2021