Стенограмма интервью Президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева МТРК «Мир»

Ниже публикуем стенограмму данного интервью.

Динара Суймалиева:

- Здравствуйте Алмаз Шаршенович! Накопилось много вопросов и тем, по которым хотелось бы услышать ваше мнение, вашу позицию. Начну, пожалуй, с главного. Недовольство властью и тем, как мы живем, стало громче и слышнее, чем недовольство жизнью до апрельской революции 2010 года. Это потому что вы проигрываете информационную войну или действительно ничего не меняется, а то и стало хуже?       

- Я бы сказал, что это первое, потому что есть такая вещь, как цифры. Цифры – упрямая вещь, с ними спорить трудно. Я не скажу, что люди прямо стали намного лучше жить или жизнь улучшилась. Просто я хотел бы некоторые цифры привести…  Я чувствовал, что будет такой вопрос и взял эти цифры.

Вот смотрите, что изменилось за три года после апрельской революции. Если итоги 2009-го года и итоги 2012 года сравнить, то размер средней пенсии 2131 сом, средняя пенсия по итогам прошлого года 4070 сом. Средняя заработная плата 6 161 сом в начале 2010-го, по итогам прошлого года 10 556 сом. И, не смотря ни на что, у нас увеличились доходы государственного бюджета. Хотя в прошлом году было даже падение ВВП, вы знаете. Доходы, если были по итогам 2009-го года 55 млрд. 669 млн. сом, то по итогам прошлого года доходы бюджета 87 млрд. сом, чуть больше. А по итогам этого года, я надеюсь, если не будет никаких аварий на Кумторе, будут больше 100 млрд. сом.

Конечно же, за это время выросли цены, я этого не отрицаю, но все эти три года на прежнем уровне держались тарифы на электроэнергию и т.д. Это тоже надо помнить. И при этом в отличие от многих соседних государств и от европейских государств, мы перенесли революцию, у нас была кровавая трагедия на юге Кыргызстана. Но, посмотрите, даже в странах Европы, развитых, все эти три года сокращаются пенсии, зарплаты, растут тарифы…  У нас, как вы видите, другая статистика.

Видимо, кому-то очень выгодно показать, что при Бакиеве, при Жаныше Бакиеве, при бывшей власти жить было лучше, поэтому об этом часто кричат и часто только с одной целью: выбить какое-то кресло. Или вторая цель: за многими сегодняшними криками, крикунами, политиками я вижу уши той же власти, которая убежала.

- Вы привели ряд цифр, и цифры, действительно, вещь упрямая, но есть еще некие другие индикаторы. Допустим, вопрос коррупции. Борьба с коррупцией, громко вами заявленная, как-то затухла. И даже те дела, которые были возбуждены, за исключением, пожалуй, одного, еще до сих пор не доведены до суда. Тем не менее, уровень коррупции не падает. Не кажется ли вам, что борьба с коррупцией, репрессивная борьба неэффективна и пора приступать к каким-то системным реформам?

- Вы знаете, борьба с коррупцией, она должна вестись тоже в рамках закона, и борьба не затухает. Дела, вы правильно сказали, они просто не доведены до конца, потому что коррупционеры тоже люди непростые, с большими деньгами и процессы они затягивают, как только могут: то ознакомление месяцами, то болезнь и т.д.

Вы посмотрите, коррупционные дела…  Даже вот первое дело, с чего начинал АКС оно не дошло до своего логического конца, потому что один из главных обвиняемых Абеков, он всячески затягивает процесс. Но при этом мы все равно должны соблюдать и его права. В первую очередь даже, если уж на то пошло. И процесс должен длиться сколько надо. Но все процессы будут доведены до конца!

Если кто-то говорит, что борьба с коррупцией затухла… Просто, видите ли, когда год назад (я же всего работаю Президентом год и два месяца)… Год назад арест судьи, прокурора или акима, или какого-то руководителя был чем-то из ряда вон выходящим…  Люди за год уже привыкли, что «неприкасаемых» нет! Ведь арестовываются и судьи, и прокуроры, и министры, и руководители ведомств, и депутаты. Просто, видите ли, люди уже и к этому привыкли

Мы планируем где-то в конце апреля на заседании Совета обороны рассматривать уже второй этап борьбы с коррупцией. Надо уже подходить к профилактической борьбе, да и другие есть вопросы… Это одно из стратегических направлений в моей работе и эта борьба не будет затухать, это главное.

Ведь и сейчас, в первую очередь, кричат о том, что власть перестала бороться с коррупцией те, кто замаран во всем этом. Как только начинаешь поднимать их коррупционные дела, они сразу из себя строят политических обиженных и т.д. Это же видно. Какой-нибудь айыл-окмоту даже… За взятку одного посадили, он сразу же родственников поднял, что типа это репрессии политические…

Надо сделать так, чтобы в различных отраслях: в энергетике, горной добыче и т.д., и т.д. – везде должен быть системный подход. В таможне, в налоговой, чтобы не было вообще возможности для расцвета коррупции. А не так, чтобы уже с последствиями бороться, сажать тех, кто наворовал. С эти тоже будем бороться, но надо уже переходить ко второму этапу, т.е. мы должны сделать так, чтобы коррупция просто не могла развиваться в тех или иных отраслях, не могла развиваться в государстве.

В этом плане ж тоже уже многое сделано. Вы посмотрите, разве сейчас есть вопрос, который не рассматривается в парламенте открыто?! Ну, нет такого вопроса. Там некоторые кодексы даже придется писать, потому что, к сожалению, ушедшая власть сделала так, что некоторые преступления вывела из-под наказания. То есть можно поймать с поддельными акцизными марками сотни тысяч бутылок спиртного, левой водки и т.д., и фактически за это люди отделываются штрафами. Потому что это тоже было в руках семейки, в руках власти. И кто думает, что с этим можно за полгода, за год справиться… Это невозможно! Другое дело, что идут спекуляции на этом. Причем, в первую очередь, со стороны коррумпированных политиков…

- Много говорилось о необходимости смены элит. Но, однако, по последним назначениям, если смотреть, нет ни новых, ни молодых…

- Мы согласны, что вопрос назрел. Но я бы не делал упор на возраст, потому что, даже, если взять самые развитые страны мира… Вот возьмите самые последние назначения в США… Министр иностранных дел, госсекретарь Дж. Керри – 70 лет, министр обороны, ЦРУ и т.д. Или взять новую власть в Китае, там моложе 60-ти лет нет никого. Так что не из этого надо исходить.

Но, сама смена элит, конечно же, назрела, потому что одна и та же колода тасуется, одни и те же люди все время или у власти, или рвутся к власти. Но, знаете, это тоже такой процесс, который надо готовить. И я думаю, что кардинально этот процесс начнется, если мы хорошо подготовимся к следующим выборам в парламент, которые будут через два года. То есть мы должны сделать все, чтобы эти выборы прошли исключительно прозрачно. На это нельзя жалеть деньги! Надо, чтобы применялись самые современные технологии и биометрические данные при голосовании и т.д., чтобы исключить сброс. Я хотел бы, чтобы они прошли с применением биометрики, как в Монголии. Там пока отпечаток компьютер не снимет,  ты проголосовать не сможешь, то есть исключается подброс бюллетеней.

Я тоже хочу провести в этом году ряд встреч с молодыми нашими политиками. Последние выборы в бишкекский горкенеш показали, что, слава Богу, у нас много таких молодых ребят. Но много таких молодых ребят, которые уехали за рубеж, не нашли себя в Кыргызстане.

Конечно, мы должны это делать и этот вопрос назрел, но главное здесь все-таки не возраст. Вот Максим Бакиев был совсем молодой и некоторые ребята очень талантливые рядом с ним были молодые. Даже некоторых мы, вы знаете, брали на госслужбу, и некоторые из них уже сидят в тюрьме...

Дело в душе человека, видимо. Главное, чтобы это был человек честный, порядочный и болел за страну. Но смена элит должна быть! И моя главная задача – это, конечно же, подготовить смену элит, чтобы в Кыргызстан пришла элита, которая, во-первых, заработала свои капиталы честным путем, и которая будет болеть за страну, бороться не за власть, а за будущее страны.

- Вы сказали о парламенте. Вы неоднократно лично заявляли о необходимости сохранения этого парламента и выступали против его роспуска. Но его качество само ставит этот вопрос перед обществом периодически. Дискредитация партий, раздробленность фракций, нестабильность коалиции – всё это приводит к неустойчивости самого парламента и, как следствие, правительства. Может быть, вопрос все-таки не в качестве депутатов, а в самой системе парламента?

- Вопрос, конечно, и в системе. Надо менять законодательство, надо сами выборы (еще раз об этом говорю) готовить по-другому. Но парламент – это срез страны, мы получили срез страны.

Я почему «против»… Этот же парламент требуют просто распустить. Послезавтра Мукар Чолпонбаев выводит людей на митинг, 15-го Мирослав Ниязов собирается митинги делать за роспуск парламента. До выборов осталось два года… Можно, конечно, пойти на поводу. И в самом парламенте так говорят. Но… К чему это приведет? Опять будут неподготовленные выборы, опять непонятно кто придет…

Тот же Мирослав Ниязова был первым в списке одной из партий на выборах парламента в 2010-ом году. Если бы он сейчас сидел в парламенте, я не думаю, чтобы он делал митинги за роспуск парламента. Тот же Мукар Чолпонбаев, он отработал спикером парламента полтора года, ушел со скандалом. Он что-то через фирму жены приобретал для парламента. Был большой коррупционный скандал… Ну что мы можем ждать от них нового?! Или что можем ждать хорошего? Не в обиду им…

Я думаю, будет намного правильнее просто готовиться к выборам. Те, кто хотят стать депутатом, или министром, - готовьтесь к выборам. Осталось всего два года. Те, кто хотят быть Президентом… Ну президентская гонка через четыре года стартует – это тоже очень маленький срок. Готовьтесь, пожалуйста!

Я первый раз вышел на президентскую гонку в 2000 году и только практически через 12 лет я стал Президентом, - это ж большая работа! И там совсем другие пути, это не «лазанье через забор»… Надо просто готовиться к выборам. Никто ведь не цепляется за власть…

У нас больше не будет так, чтобы была власть одной партии, одной семьи или одного человека. Этого больше не будет в стране! При мне… Я за это отвечаю перед Богом! И с божьей помощью у нас больше этого не будет. Я постараюсь сделать так, чтобы этого в стране больше никогда не повторялось…

- Вы сейчас назвали ряд очень разных политиков, да… Ниязов, Чолпонбаев. Есть еще очень много оппонентов ваших, которые не хотят готовиться к выборам, как вы предлагаете, а начинают митинги, пассивные захваты областных администраций, все больше говорят о грядущей третьей революции… Как вы оцениваете ситуацию в стране и контролируете ли вы ее?

- Революции-то не будет! А митинги… Мы теперь демократическая страна и с этого пути мы не свернем. Митинги у нас всегда будут, но митинги должны проводиться в рамках закона. Нравится это кому-то, или не нравится, они должны проводиться в рамках закона. Если активный захват, - это одно наказание, если пассивный захват, в принципе, там есть и административное наказание. Я понял, о чем вы говорите… В том же Джалал-Абаде решение принимал суд, и по тем событиям, которые были в октябре прошлого года тоже примет решение суд. Все должно быть  в рамках закона.

- Чем ближе решение суда над обвиняемыми в попытке переворота депутатами, тем активнее становятся акции их сторонников. Причем ультиматумы они выставляют не суду, а власти, уверенные в том, что решение будет политическим. Так это или нет, но последствия от любого решения, в любом случае будут политическими. Вы готовы к этому?

- Если бы я хотел просто посидеть в своем кресле тихо, мирно, то самый легкий выход был бы…  как бы ничего не было. Нет вопроса- нет проблемы! Но люди должны привыкнуть жить по закону. И через это мы тоже должны пройти, иначе у нас не будет нормальной страны, иначе у нас никогда не будет порядка. И люди должны привыкать отвечать за всё по закону. И выносить приговор: виноват человек или не виноват должны не матери-героини, не отцы-алиментщики, не депутаты, не правительство и не Президент… Приговор должен выносить суд!  Суд должен эти вопросы решать! И мы к этому должны привыкнуть. Не толпа какая-то, и даже не масса какая-то, и не парламент, и не Президент, суд должен эти вопросы решать. И я не собираюсь здесь искать легких путей…

Все в нашей стране и простые люди, и политики должны понимать: Хочешь власти – иди на выборы, готовься к выборам!

- Вернемся к кадровым вопросам. Прямо в эти минуты, сейчас в городском парламенте идет рассмотрение вопроса о выражении недоверия мэру Бишкека – Исе Омуркулову. Вы неоднократно публично оказывали ему поддержку, несмотря на его абсолютно отрицательный рейтинг. Не кажется ли вам, что хорошая привычка человека-Атамбаева «не сдавать своих», мешает эффективности работы Президента-Атамбаева?

- Вы знаете, во-первых, я всего один раз высказался в защиту Омуркулова на декабрьской пресс-конференции. Я не жалею. Это была не защита, я просто привел объективные факты, что в 2010 году Омуркулов не дал захватить ни одного квадратного метра земли. Я говорил о другом, я говорил о том, что нужен системный подход. Нельзя подходить так: поменяй там Акмата на Ташмата и ситуация изменится. Этого не будет! Нужен системный подход.

Тот же Бишкек получает всего одну треть от налогов, которые собирает, а в некоторых мы даем из центра столько дотаций, что эти регионы начинают памятники строить… Вот этот подход надо менять. Это раз! Справедливое расщепление налогов. И второе, нам, горожанам, тоже иногда надо смотреть на себя в зеркало.

Вот я сейчас был в Японии, в Токие, в Киото. В центре Киото протекает река с широким руслом, мы проезжали вдоль этой реки. Там стоят домики и большие, и маленькие… На берегу этой реки ни клочка бумажки, ни пакетика, ничего нет! Даже, если там каждый месяц будет меняться мэр Киото, там все равно не будет мусора, там другие горожане! Нам тоже надо смотреть: кто мы и почему мы так сорим в нашем родном городе?

Судьбу Омуркулова решает он сам - будет хорошо работать, останется. Мы видим, что отношение к нему негативное. Я это тоже прекрасно понимаю… Каждый человек сам себе выбирает дорогу, судьбу.

У Атамбаева нет понятии: «свои», «чужие». Если мой товарищ, или мой родственник в чем-то будет замешан, он понесет еще более суровое наказание, чем кто-либо, потому что я буду этого требовать. И главная моя задача, чтоб был другой Кыргызстан, чтобы была другая страна процветающая, богатая, сильная. И я своей судьбой обязан пожертвовать ради страны.

- Если говорить о центробежных силах, вариантах, которые могут привести к дестабилизации ситуации в стране… Вот такой резкий крен во внешней политике на сближение с Россией и ваша непреклонность в отношении судьбы авиабазы НАТО в Манасе, она изменила несколько геополитический расклад в регионе. И многие эксперты склонны считать, что именно это может включить некий дестабилизирующий сценарий в Кыргызстане, а не внутренние проблемы.

- Я думаю, резкий крен был тогда, когда пытались уйти от партнерства с Россией, когда «кинули» Россию. Все-таки надо помнить, что с Россией нас связывает общая история, общая кровь. Эта территория она всегда связывала наших людей. Сегодня в той же России работает почти полмиллиона граждан Кыргызстана… И в этой ситуации нам говорить… вот надо ориентироваться на кого-то за океаном или где-то еще на Луне, я не знаю… В первую очередь мы должны помнить, что мы должны двигаться вместе с соседями, с теми народами, с которыми нас связывает историческое, даже кровное родство. Это надо помнить. Этот «крен» не Атамбаев сделал, Атамбаев выправил крен!

Теперь многие говорят, вот США будут в Кыргызстане делать переворот. Это тоже далеко от правды, потому что, вы знаете, когда последний раз у нас была замгоссекретаря Венди Шерман с визитом, когда был помощник госсекретаря Блэйк, они оба заявили, что Кыргызстан – это образец для региона. Тот же новый госсекретарь США Дж. Керри заявил, что демократия в Кыргызстане нам также важна, как ЦТП.

Другое дело, я убежден, что в гражданском аэропорту не должно быть военной составляющей, - это просто опасно! В мире есть много непредсказуемых стран, которые обладают  ракетами, даже некоторые ядерным оружием. Вы слышите последние заявления. например, лидеров Северной Кореи… Ну нельзя нам, чтобы в гражданском аэропорту была военная база. Мы честно выполняем наши международные соглашения, и это соглашение будет действовать ровно столько, сколько оно должно действовать, т.е. до лета 2014 года по ЦТП Ганси.

- Испытываете ли вы какое-либо давление со стороны международных организаций, институтов, в связи с вашим решением вывода авиабазы НАТО из Кыргызстана?

- Вы знаете, этот вопрос, конечно, поднимается практически на всех встречах, но, когда я объясняю ситуацию, все прекрасно понимают и поддерживают. Я такую поддержку и понимание встретил во всех странах, где побывал и в Японии, и в Германии. Больше того, ведь мы же не говорим, что мы не будем помогать с перевозками и т.д. Мы просто говорим, что в гражданском аэропорту «Манас» не должно быть какой-то военной стороны. Вот и всё!

- Если перейти к вопросам экономического порядка. Принято решение по «золоту» Кумтора. Парламент принял решение о пересмотре соглашения с канадцами по его денонсации и привлечению к некоей ответственности чиновников, подписавших соглашение «несправедливое», как они считают для Кыргызстана. Все, конечно, хорошо, мы можем наказывать, сажать своих чиновников, но, если дело дойдет до международного суда, это ведь не будет аргументом для расторжения добровольно (заметим) подписанного контракта кыргызской стороной. Как вы видите развитие ситуации по Кумтору?

- Во-первых, я считаю, что уголовное дело возбуждено правильно. Все равно мы должны разобраться, кто есть кто, кто в этом в это виноват? И на будущее это для любой власти будет урок, что, если ты сделаешь что-то плохое, не в интересах страны, оно все равно однажды выйдет наружу. Я думаю это правильно, что есть такое поручение Генеральной прокуратуры и уголовное дело возбуждено. Прокуратура должна разобраться вплоть до того, кто из граждан является акционерами в Центерре. Есть же и такие разговоры. Во всем надо разобраться.

Я считаю, что парламента принял все-таки взвешенное решение, потому что там же сначала говориться о том, что Правительство должно провести переговоры и только после этого ставить вопрос о денонсации. Конечно, я понимаю насколько будут шатки наши позиции в международных судах. Я надеюсь, что будут проведены все-таки успешные переговоры и руководство Центерры согласиться на переговоры. На этой неделе, по-моему, приезжает руководство Центерры на переговоры с Правительством страны. Я, конечно, за то, чтобы эти вопросы решались мирно, потому что нам нельзя стать страной-изгоем, но в тоже время мы должны защитить свои интересы.

А коррупционная схема конечно же была во всех соглашениях по Кумтору. И часто там участвовали те, которые сейчас громче кричат и всего бьют себя в грудь, выставляют себя защитниками народа.

-Что делать, например, с другим скандальным месторождением Джеруй. От его судьбы зависит во многом инвестиционный климмат страны?

- Видите, по Джерую есть решение суда и решение Правительства выставить его на аукцион со стартовой ценой 100 миллионов долларов. Вы знаете, там были организованы различные митинги, собрания, давления, крики, шум... И в результате, я знаю, что стартовую цену подняли до 300 миллионов долларов. Это означает, что инвесторы не придут, аукцион не состоится. Теперь инвесторы что об этом думают?

Я думаю просто есть люди, которые поставили задачу, чтобы аукциона не было, чтобы время затягивали по разработке Джеруя. Надеясь, что поменяется власть, это месторождение вернется к тем, кто им владел до апрельской революции. Мы прекрасно знаем, что руку приложил тот же Максим Бакиев, семейка Бакиевых, там фамилия Березовского мелькала, другие. Там один из инвесторов, мы знаем, казахский. Но мы прекрасно знаем, я знаю и талассцы знают, что в этом деле были и таласские ребята... Очень непростые бизнесмены, которые сегодня работают в Казахстане.

И, самое главное, те, кто кричат сегодня по Джерую, что вот “100 миллионов долларов мало для стартовой цены...” Они же все молчали, когда Джеруй ушел за 300 сом, за 7 долларов ушел. Больше того, когда в 2009  году, я туда ездил во время президентских выборов, когда ездили наши депутаты тогдашние... Была попытка забросать камнями Отунбаеву Розу Исаковну. Когда она там была в 2008, в 2009 году. И за этим уши торчат тех ребят, которые заинтересованы, в том числе, выходцы из Таласа. Талассцы сами прекрасно знают, о чем я говорю, о ком я говорю. И знают, кто из таласцев был в этих компаниях.

-...Так что делать с Джеруем?

- Во-первых, Правительству, конечно, нельзя было идти на поводу. Я разговаривал с Премьер-министром... Я сказал: “Жанторо Жолдошевич, тогда никто просто не пойдет. Месторождение спорное. Идут международные споры. Наши суда закончились, но будут же международные суды... Тогда там останется один выход, если аукцион, как я думаю сорвется, тогда надо, чтобы Кыргызстан сам разрабатывал. Но все-таки Джеруй не достался этим ворам, которые сегодняшими крикунами стали”.

Там же большинство людей обмануто, они, конечно, обманулись, поэтому я пока вижу такой выход. Я предложил подумать и Премьер-министру, направил письмо такое, что, если аукцион сорвется, то надо тогда самому Правительству Кыргызстана разрабатывать. В конце концов, есть “Кыргызалтын”, можно даже другую компанию создать, но нельзя, чтобы в результате этих криков, шумов, мы потеряли разработку. Хотя я еще так сказал бы, что не должны потерять его...

Но жалко, что мы теряем время... Я же видел эти митинги, там предлагалось, например, чтобы вообще в Таласской области вообще ничего не разрабатывать. Кстати, Таласская область все десятилетия сидит на дотациях. Тогда логично возникает необходимость ввести мораторий на пенсии, на зарплаты, на школы, и т.д. Но, слава Богу, все равно, я думаю, что народ у нас разумный. Просто многого не знает. Нужно терпение, и все это тоже вылезет, все это вылезет. Я, кстати, попросил Розу Исаковну рассказать в Таласе, кто стоит за этим, кто сейчас всё это финансирует.

-Ну вот, еше один такой стратегический объект - это строительство ГЭС Камбар-Ата. Многие высказывают опасения, что ГЭС Камбар-Ата станет вторым Кумтором по потерям для страны, и глобальности контракта.

- Это же не опасения, это же игра! Люди рассчитывают на то, что простой народ эти соглашения читать не будет, а многие просто поверят. Идет игра, очерняют белое черным. Это просто грязная игра! И здесь принцип Геббельса “Чем чудовищнее ложь, тем люди быстрее поверят”. Тем более, что наши люди, они привыкли, что власть всегда у нас шла против народа. Они просто не могут разделить, что на самом деле за этими “криками” стоят именно те, кто разворовывал страну. Печально, грустно...

- В России сегодня идут дискуссии насколько российской стороне нужна Камбар-Ата и нужны ли туда миллиардные инвестиций. Как Вы скажете, здесь больше все-таки для России геополитики или экономики?

- Для нас однозначно больше экономики. Для России, за Россию я не хотел бы отвечать, но я знаю что Президент России очень хотел бы поддержать Кыргызстан. В смысле экономики, конечно же, потому что, если мы в будущем хотим быть в Едином экономичеком пространстве, то мы должны выйти по уровню экономики более-менее на один уровень. И в этом плане все-таки на данный момент это поддержка.

Такого соглашения Россия ни с одной страной не заключала! Нам сделали исключение, нам во всем пошли на встречу. И мы все равно “поливаем” даже тех, кто нам помогает... Мне стыдно за таких политиков, стыдно, что наши люди иногда идут на поводу... Но, смотрите, парламент все же принял разумное решение.

-Вы сейчас упомянули о поддержке России, поддержке Президента России Владимира Путина. За год Вашего президентства и президентства Владимира Путина решены очень многие вопросы в кыргызско-российских отношениях, которые не решались десятилетиями. Эти отношения получили стремительное развитие, но означает ли это, что отношения между нашими двумя странами зависят от личных отношений Атамбаева и Путина?

-Вы знаете, отношения даже в семье зависят от отношений личных... Но тут все-таки есть объективные причины. Это все-таки две братские страны, если все эти вопросы решить... Конечно, я рад, благодарен судьбе, что у нас очень хорошие отношения с Владимиром Владимировичем, но видимо тут еще было то, что об этих проблемах я говорил очень открыто, очень резко, Вы знаете, это даже вызывало вот вначале прошлого года возмущение и в России, и здесь. Я говорил об этих проблемах очень открыто, иногда резко. И может быть эти проблемы поэтому решились значительно быстро.

Но я еще раз хочу сказать, что, конечно же, отношения между странами во многом зависят от отношений между руководителями. И поэтому я очень дорожу своими отношениями не только с Владимиром Владимировичем Путиным, но и с Нурсултан Абишевичем Назарбаевым, с Ислам Абдуганиевичем Каримовым, с Эмомали Рахмоном, с Ангелой Меркель и т.д. и т.д. И я дорожу отношениями с руководителями любой страны, но в тоже время я всегда говорю, что мы маленькая страна, но мы страна, которая уважает себя.

Кыргызстан – страна с большим будущим. Дай Бог нам только мира и спокойствия, мы страна с большим будущим! Вот смотрите, мы на этой неделе ждем визит Президента Австрии. Из западной Европы к нам руководители не приезжали 15 лет! В апреле мы ждем визит Премьер-министра, лидера Турции. В мае мы ждем визит руководителей ОДКБ во главе с Владимиром Владимировичем Путиным. Летом мы ждем визит нового президента КНР г-на Синь Циньпиня. В августе приезжают руководители ШОС. Я думаю, там будет около 10 президентов... К нам другое отношение! Во второй половине года приезжает Президент Германии... К нам уже другое отношение.

Все эти страны привлекает то, что кыргызстанцы строят демократическое общество, демократическую страну строят. И кому-то это может быть не нравится, кому-то нравится, но спрятать это невозможно. Все понимают, что Кыргызстан пошел путем демократии и в этом, наверное, изюминка в нас для таких стран, как Германия, Япония, Австрия. В тоже время Кыргызстан показал, что это страна, которой можно доверять и поэтому, мы находим и общие цели с тем же Китаем, с Россией и т.д.

Поэтому, Кыргызстан, думаю, сегодня идет такой хорошей дорогой, выровненной тропой. В тоже время мы должны перестать пугать наших инвесторов. Все эти митинги уже не напугают руководителей других стран, они-то знают ситуацию... Но инвесторов это пугает. Эти угрозы захвата, смены власти... Мы-то знаем, что этого не будет. Но, к сожалению, деньги любят тишину. И некоторые инвесторы открыто боятся. Хотелось бы, конечно, чтобы пришел инвестор, но, я думаю это будет! Наверное, начиная с будущего года, а может и с этого, с осени.

-Инвестора пугает не только революции, но и налоги на прибыль, которые еще не получены. Недавно такой закон был введен...

- Вы знаете, к сожалению, как Президент (по Конституции) я не имею права налагать вето на такие законы. Я понял, о чем вы говорите... Это предварительная уплата налога на прибыль якобы, хотя фактически это получился налог с оборота. Там 1% с оборота. Я против этого налога! Мы об этом разговаривали с Премьер-министром. Это была инициатива, как оказалось Министерства экономики. И я сказал Жанторо Жолдошевичу, что такие налоги надо отменять. Лучше, если Правительство само проявит инициативу, кстати, Премьер-министр меня тоже поддержал в этом вопросе.

Я думаю, в ближайшее время этот закон, будет внесен, будет внесено, я надеюсь, предложение Правительства об отмене этого налога. Фактически это налог с оборота. Если не Правительство, то я думаю, кто-то из депутатов внесет... Но таких налогов не должно быть. Я считаю, у нас достаточно налогов, новые придумывать не надо. Надо просто работать.

-Коль уж мы опять вернулись к экономике, хотелось бы спросить о принятой по вашей инициативе Стратегии устойчивого развития страны. Все институты власти, ветви власти ее одобрили, но этот 100-страничный документ народ не читает и не будет читать. Он не видит этих целей, которые там поставлены. Как же Вы хотите заразить народ на их достижения?

- Вы знаете, такое имеет место быть, но, во-первых, сами-то министерства и ведомства эту карту имеют на руках. И мы в апреле уже начнем спрашивать - как идет, например, реализация того или иного национального проекта? То есть этот докуменет очень нужен! Это документ, за выполнение которого мы будем спрашивать на Национальном совете. Больше того, к тому же, он дополняется, будет дополняться новыми национальными проектами.

Меня радует, что внутри ведомств и министерств уже пошла борьба за то, чтобы какой-то проект (реальный) был включен в список национальных. Это говорит о том, что чиновники уже поняли, что те проекты, которые в Стратегии, они будут выполняться. А это главное! Ну и конечно, всегда мы, вы правы абсолютно, здесь проигрываем с информацией. От журналистов я жду поддержку, конечно, потому что  все проекты которые там есть, если мы реализуем... Хотя бы большую часть... Причем, там же конкретные сроки! То уже через пять лет, Бог даст, у нас будет другая страна! Тогда я себе скажу, что я все-таки не зря отработал.

-О военно-техническом сотрудничестве. Есть ли какая-то конкретика в вопросах создания Объединенной российской военной базы. И что стало с обещанным миллиардом военно-технической помощи. Когда, какими траншами, какие виды вооружения?

- Я еще раз хочу подчеркнуть, что эта цифра была впервые озвучена российской газетой “Коммерсант”. Какие-то вещи я не могу открыто говорить, но я хочу сказать, что все те цифры или то, что было обещано Президентом России, он всегда выполняет. И, скорее, он сделает больше, чем обещал, чем сделает меньше. Я хорошо знаю в этом плане Владимира Владимировича Путина. Это человека Слова! И в этом плане нам не стоит беспокоиться.

Нам, конечно же, нужна реформа Вооруженных сил. Мы такую доктрину тоже готовим. У нас будет новая доктрина Вооруженных сил, реформа вооруженных сил. В этом плане, конечно, нам очень поможет перевооружение нашей армии. Все, что намечено, мы будем выполнять. Кстати, эта реформа вооруженных сил, новая доктрина, которая заложена в Стратегии национального развития.

-В общем, понятно. Военная тайна... Давайте тогда к более публичному вопросу...

- Все равно я скажу так. Во-первых, страна сможет защищаться. Она будет иметь надежные вооруженные силы. Хотя мы, конечно же, сторонники того, чтобы всегда находить мирное решение в любых вопросах. Хотя и в этом плане была провакация, я помню, когда случилась у нас проблема в Сохе, здесь тоже выходили 50-60 человек и требовали оружие. Типа: мы сами разберемся. Это – провакаторы! Мы все вопросы должны решать мирным путем. Но все-таки нам нужны крепкие вооруженные силы.

- Еще один вопрос. Так совпало, чтов этом году Кыргызстан председательствует в двух международных клубах – ОДКБ и ШОС. Какие приоритеты, как председатель, Кыргызстан будет ставить и продвигать в этих клубах?

- Мы председательствуем не в двух, а в трех клубах. У нас еще есть Совет сотрудничества тюркоязычных государств. Это тоже важный для нас клуб!

В ОДКБ, конечно же, мы, в первую очередь, рассматриваем вопросы укрепления обороноспособности стран ОДКБ. И, в том числе, лучшую защиту Кыргызстана от каких-то внешних посягательств, потому что главная задача ОДКБ – защитить, как вы сказали, членов этого клуба от вмешательства какой-то агрессии извне. Кстати, вот завтра у меня будет, Николай Николаевич Бордюжа генеральный секретарь ОДКБ, мы еще раз рассмотрим окончательный вариант плана мероприятий по выполнению тех договоренностей и соглашений, которые мы подписали в декабре на саммите ОДКБ в Москве. Там ОДКБ я уже вижу станет по-настоящему такой крепкой организацией, действенной. В отличие от того ОДКБ... Теперь она по-настоящему становится действенной организацией, способной на отраженре агрессии. В этом плане мы свою задачу будем выполнять.

Что касается ШОС, там мы видим, в первую очередь, экономические задачи. Здесь, я думаю, что мы могли бы все-таки и хотим добиться того, чтобы был создан Фонд развития ШОС, банк ШОС. Намного легче нам было бы решать многие экономические вопросы, потому что в каких-то странах ШОС - избыток финансовых средств, в каких-то – недостаток. Тогда, если бы у нас был бы общий фонд развития, мы могли бы какие-то вопросы быстро решать. В этом плане будет проводиться работа.

Я думаю, что Кыргызстан достойно отработает, выполнит свои задачи председательства во всех трех организациях. Но и у меня просьба к кыргызстанцам, чтобы мы выглядели достойно во время проведения этих саммитов. Все-таки, чтобы город был у нас мирный, дружелюбный и чистый, конечно же.

-      Спасибо Вам, Алмаз Шаршенович за столь честные ответы и за время, уделенное нам.

 

12 марта 2013 г.
версия для печати