Поиск по сайту
Поиск по сайту
Президент Кыргызской республики

О местном самоуправлении

Проект

 

 

О местном самоуправлении

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования

 

  1. Настоящий Закон устанавливает порядок организации деятельности местного самоуправления, порядок их формирования, компетенцию и принципы взаимоотношений органов местного самоуправления и государственных органов, государственные гарантии права местных сообществ на самоуправление.
  2. Законами о статусе городов республиканского значения могут быть установлены особенности организации местного самоуправления.

Законами о приграничных, высокогорных, отдаленных территориях могут быть установлены особенности организации местного самоуправления,

  1. Законами могут быть установлены иные полномочия государственных органов и органов местного самоуправления и их взаимоотношения.

 

Статья 2. Основные понятия и термины

 

В настоящем Законе используются следующие понятия и термины:

местное сообщество — совокупность граждан Кыргызской Республики, постоянно или преимущественно проживающих на соответствующей территории, объединенных интересами под свою ответственность решать вопросы местного значения самостоятельно через представительные и исполнительные органы местного самоуправления;

член местного сообщества гражданин Кыргызской Республики, постоянно проживающий на территории административно-территориальной единицы;

город, айылный аймак административно-территориальная единица, в границах которой функционирует местное самоуправление. Город, айылный аймак может состоять из одного или более населенных пунктов;

муниципальная собственность собственность местных сообществ, находящаяся во владении, пользовании, распоряжении органов местного самоуправления, служащая источником получения доходов местного самоуправления и необходимая для осуществления функций местного самоуправления, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

муниципальная служба деятельность граждан в представительных и исполнительных органах местного самоуправления, осуществляемая на профессиональной и оплачиваемой основе;

вопросы местного значения вопросы обеспечения жизнедеятельности населения соответствующей территории, решаемые органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также путем прямого волеизъявления граждан;

органы местного самоуправления представительные, исполнительные органы, обеспечивающие решение вопросов местного значения;

представительный орган местного самоуправления выборный коллегиальный орган местного самоуправления, избираемый непосредственно населением соответствующей административно-территориальной единицы и наделенный полномочиями решать вопросы местного значения. Представительными органами местного самоуправления в айылных аймаках и городах являются местные кенеши;

исполнительный орган местного самоуправления - орган, созданный для обеспечения подготовки и исполнения решений представительного органа местного самоуправления. Исполнительными органами местного самоуправления являются в городах — мэрии, айылных аймаках — айыл окмоту;

глава айыл окмоту руководитель исполнительного органа местного самоуправления айылного аймака;

айыл башчысы (староста айыла) — глава айыла, уполномоченная выполнять от имени айыл окмоту соответствующие полномочия;

мэр руководитель исполнительного органа местного самоуправления города;

мэрия исполнительный орган местного самоуправления, созданный для обеспечения деятельности мэра по реализации функций исполнительного органа местного самоуправления в городе;

местная государственная администрация государственный орган исполнительной власти, осуществляющий исполнительную власть на территории района и города;

глава местной государственной администрации аким;

сход граждан – прямая форма участия населения в решении вопросов местного значения путем обсуждения их на собраниях граждан, проживающих на территории города: одной улицы, одного квартала, микрорайона или села, с принятием по ним рекомендаций или решений;

делегированные государственные полномочия государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления в порядке, установленном Конституцией постановлениями Кабинета Министров Кыргызской Республики.

 

Статья 3. Принципы осуществления местного самоуправления

 

  1. Местное самоуправление осуществляется на принципах:

1) разграничения функций и полномочий государственных органов и органов местного самоуправления;

2) открытости и ответственности органов местного самоуправления перед местным сообществом и осуществления ими своих функций в интересах местного сообщества;

3) законности и социальной справедливости;

4) волеизъявления граждан через систему органов местного самоуправления, а также через сходы граждан, собрания и курултаи;

5) защиты прав и охраняемых законом интересов местных сообществ;

6) гласности и учета общественного мнения;

7) коллегиальности, свободного обсуждения при решении соответствующих вопросов;

8) независимости органов местного самоуправления в решении вопросов своей компетенции;

9) проведения на постоянной основе мониторинга и оценки нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления.

  1. Органы местного самоуправления функционируют в тесном взаимодействии с государственными органами по созданию условий для реализации конституционных прав граждан Кыргызской Республики на участие в решении вопросов государственного и местного значения.

 

Статья 4. Местное самоуправление

 

  1. Местное самоуправление — самостоятельная деятельность местного сообщества в своих интересах и под свою ответственность, направленная на решение вопросов местного значения.
  2. Местное самоуправление осуществляется местными сообществами через представительные и исполнительные органы, а также путем непосредственного участия граждан.

 

Статья 5. Право граждан на осуществление местного самоуправления

 

  1. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, этнической принадлежности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
  2. Граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, обращаться в органы местного самоуправления и к их должностным лицам, а также получать информацию о деятельности органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
  3. Иностранные граждане и лица без гражданства по вопросам участия в местном самоуправлении обладают такими же правами и обязанностями, что и граждане Кыргызской Республики, за исключением права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

 

Статья 6. Формы осуществления местного самоуправления

 

  1. Местное самоуправление осуществляется в форме представительного и непосредственного участия местного сообщества в местном самоуправлении.
  2. Представительное участие местного сообщества в осуществлении местного самоуправления реализуется через местные кенеши.
  3. Непосредственное участие местного сообщества в реализации местного самоуправления осуществляется в форме:

1) обсуждения всех важных вопросов общественной и государственной жизни и вопросов местного значения на собраниях (сходах) членов местного сообщества;

2) выборов депутатов местных кенешей;

3) проявления нормотворческой инициативы и/или участия в прямом голосовании по особо важным вопросам местного значения.

 

Статья 7. Государственная политика в области местного самоуправления

 

  1. Государственные органы создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.
  2. При подготовке и принятии нормативных правовых актов по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы местных сообществ и органов местного самоуправления, нормотворческие органы (должностные лица) проводят консультации и обсуждения с ассоциациями (союзами) органов местного самоуправления.
  3. Официальные обращения органов местного самоуправления по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы местных сообществ, направляемые в государственные органы, подлежат обязательному рассмотрению по существу поставленных в них вопросов.

 

Статья 8. Приостановление полномочий органов местного самоуправления и их ответственность

 

  1. Органы местного самоуправления не вправе издавать акты или осуществлять действия, не соответствующие Конституции, законам и другим нормативным правовым актам Кыргызской Республики, совершать действия, создающие прямую угрозу конституционному строю и национальной безопасности, а также действия, направленные на нарушение территориальной целостности государства, пропаганду и разжигание межнациональной и религиозной розни, другие действия.
  2. В случае совершения нарушений, указанных в части 1 настоящей статьи, Президент Кыргызской Республики (далее — Президент) и Кабинет Министров Кыргызской Республики (далее — Кабинет Министров) вправе принять меры, предусмотренные Конституцией, конституционным законом о чрезвычайном положении, в том числе приостановить деятельность органов местного самоуправления, виновных в этом, и ввести на данной территории прямое государственное управление до вынесения судебного решения. Порядок введения прямого государственного управления и режим такого управления определяются Президентом.
  3. С введением прямого государственного управления Кабинет Министров обеспечивает его исполнение и при необходимости обращается в судебные органы для отмены неправомерных актов соответствующих органов местного самоуправления.
  4. Споры по восстановлению нарушенных прав юридических и физических лиц, возникающие в результате действий или бездействия органов местного самоуправления, а также возмещение причиненного ущерба решаются в судебном порядке.
  5. В случае установления в судебном порядке факта совершения органами местного самоуправления указанных в части 1 настоящей статьи действий Президент вправе распустить местный кенеш и объявить выборы нового состава кенеша.
  6. Местный кенеш также может быть распущен Президентом в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

 

ГЛАВА 2. ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

 

Статья 9. Принципы установления вопросов местного значения, иных функций и полномочий органов местного самоуправления

 

Установление вопросов местного значения, иных функций и полномочий органов местного самоуправления производится на основе следующих принципов:

1) предоставление услуг максимально нижестоящим уровнем управления, который в состоянии эффективно предоставлять такие услуги;

2) эффективность и целесообразность при осуществлении функций и полномочий в целях обеспечения качества предоставляемых услуг;

3) дифференциация функций и полномочий органов местного самоуправления в зависимости от территориальных, экономических и иных особенностей органов местного самоуправления;

4) наличие местного интереса в исполнении функций и осуществлении полномочий;

5) гармонизация общегосударственных и местных интересов;

6) открытость и коллегиальность;

7) разграничение функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в нормативных правовых актах.

 

Статья 10. Порядок установления и решения вопросов местного значения

 

  1. Вопросы местного значения устанавливаются, изменяются и прекращаются настоящим Законом.
  2. Государство передает органам местного самоуправления из государственной собственности в муниципальную собственность имущество, необходимое для решения вопросов местного значения.
  3. Порядок взаимоотношений органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения устанавливается законом, иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, а также уставом местного сообщества.
  4. Органы местного самоуправления по результатам решения вопросов местного значения подотчетны местному сообществу соответствующей территории.

 

Статья 11. Вопросы местного значения

 

  1. Для организации функционирования и развития системы жизнеобеспечения территории, социально-экономического планирования и предоставления населению социальных и культурных услуг к ведению органов местного самоуправления относятся следующие вопросы местного значения:

1) обеспечение экономического развития соответствующей территории, а также привлечение инвестиций и грантов;

2) управление муниципальной собственностью;

3) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

4) снабжение питьевой водой населения;

5) обеспечение работы системы канализации и очистных сооружений в населенных пунктах;

6) обеспечение функционирования муниципальных дорог в населенных пунктах;

7) организация освещения мест общего пользования;

8) обеспечение функционирования кладбищ и предоставление ритуальных услуг;

9) благоустройство и озеленение мест общественного пользования;

10) обеспечение функционирования парков, спортивных сооружений и мест отдыха;

11) организация сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов;

12) обеспечение функционирования муниципального транспорта и регулирование работы общественного транспорта в границах населенных пунктов;

13) контроль в области охраны и использования историко-культурного наследия местного значения;

14) организация и обеспечение работы библиотек местного значения;

15) установление правил землепользования и обеспечение соблюдения норм и правил градостроительства и архитектуры;

16) размещение рекламы на территории соответствующего населенного пункта в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;

17) содействие охране общественного порядка;

18) создание условий для развития народного художественного творчества;

19) создание условий для организации досуга;

20) организация осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью;

21) обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта;

22) содействие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

23) осуществление комплекса мер по охране и защите от семейного насилия в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

  1. Перечисленные в части 1 настоящей статьи полномочия не являются исчерпывающими и не ограничивают местные сообщества и их органы в осуществлении иных полномочий, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 12. Порядок передачи вопросов местного значения органами местного самоуправления

 

  1. Орган местного самоуправления вправе передать исполнение отдельных вопросов местного значения юридическим и физическим лицам с одновременным определением и передачей средств или источников финансирования исполнения передаваемых вопросов местного значения.
  2. Передача органом местного самоуправления исполнения отдельных вопросов местного значения производится для более эффективного использования бюджетных средств.
  3. Решение о передаче исполнения отдельных вопросов местного значения принимается исполнительным органом местного самоуправления.

 

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНЫХ КЕНЕШЕЙ

 

Статья 13. Местные кенеши

 

  1. Местные кенеши представительные органы местного самоуправления, формируемые в порядке, установленном настоящим Законом, законодательством о выборах и о статусе депутатов местных кенешей.
  2. Местные кенеши обладают статусом юридического лица и вправе самостоятельно решать любые вопросы, отнесенные законодательством к их компетенции.
  3. Избранные депутаты вправе формировать депутатские группы (далее — группы).
  4. Порядок формирования и деятельности групп устанавливается регламентом городского кенеша.

 

Статья 14. Численный состав местных кенешей

 

Численный состав местных кенешей устанавливается с учетом численности населения соответствующей территории Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики из расчета 1 депутат на 1000 человек, но не менее 9 депутатов.

 

Статья 15. Конфликт интересов

 

Депутат местного кенеша не должен принимать участие и голосовать на сессиях кенеша или заседаниях постоянных комиссий или иных органов, созданных местным кенешем, где рассматривается вопрос (кроме вопросов, касающихся выборов главы исполнительного органа местного самоуправления), который может представлять личный интерес, то есть материальные выгоды для него, его супруги, их родителей, детей, родных братьев и сестер.

 

Статья 16. Сессия местного кенеша

 

  1. Основной организационно-правовой формой работы местных кенешей являются их сессии. Порядок и периодичность проведения сессий определяются регламентом местного кенеша.
  2. Сессия местного кенеша правомочна при присутствии более половины от общего числа депутатов. Местный кенеш принимает решение большинством голосов от общего числа депутатов местного кенеша, если иное не предусмотрено настоящим или иным законом.
  3. Сессии местных кенешей проводятся открыто, не реже одного раза в квартал и по требованию не менее одной трети от общего числа депутатов местного кенеша. Порядок созыва сессии местного кенеша и проведения заседания определяется регламентом местного кенеша.

 

Статья 17. Компетенция местных кенешей

 

  1. Местные кенеши правомочны рассматривать вопросы и принимать по ним решения в пределах полномочий, установленных законодательством Кыргызской Республики.
  2. На сессии местного кенеша решаются следующие вопросы:

1) установление порядка управления вопросами местного значения;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, а также заслушивание информации о ходе исполнения бюджета и использовании внебюджетных фондов;

3) утверждение программ социально-экономического развития территории и социальной защиты населения, заслушивание отчета об исполнении программы;

4) введение местных налогов, сборов и льгот по ним, а также установление ставок по ним в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;

5) установление порядка пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе путем утверждения программы приватизации объектов муниципальной собственности, осуществление контроля за использованием муниципальной собственности;

6) заслушивание отчета главы исполнительного органа местного самоуправления о деятельности исполнительного органа местного самоуправления;

7) выработка предложений по административно-территориальному устройству с целью их внесения в соответствующие государственные органы;

8) избрание председателя кенеша и его заместителя, освобождение их от должности, отмена решений председателя кенеша, противоречащих законодательству Кыргызской Республики;

9) принятие регламента кенеша;

10) контроль за исполнением своих решений;

11) утверждение структуры и штатной численности исполнительного органа местного самоуправления на основе типовых нормативов, определяемых Кабинета Министров;

12) утверждение тарифов за использование холодной воды, канализации, теплоснабжение, а также за сбор, вывоз и уничтожение твердобытовых отходов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

13) установление ограничений по времени и месту продажи алкогольных напитков и табачных изделий вплоть до запрета,

14) утверждение правил проведения ритуальных мероприятий;

15) установление порядка содержания ирригационных сетей, домовых и придомовых участков;

16) дача согласие на назначения на должность главы исполнительного органа местного самоуправления;

17) выражение недоверия главе исполнительного органа местного самоуправления;

18) дача согласия на назначение заместителей главы исполнительного органа местного самоуправления, руководителей подразделений и служб, обеспечивающих жизнедеятельность города, за исключением аппарата мэрии;

19) выражение недоверия руководителям подразделений и служб, что влечет отстранение их от занимаемых должностей.

20) решение других вопросов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 18. Постоянные и временные комиссии местного кенеша

 

  1. Постоянные комиссии местного кенеша создаются для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению кенеша, а также для участия в реализации решений кенеша, контроля за исполнением этих решений учреждениями и организациями, расположенными на подведомственной территории. Кенешем могут также образовываться временные комиссии.

Вопросы, относящиеся к ведению местного кенеша, не могут быть рассмотрены на сессии местного кенеша без предварительного рассмотрения их соответствующими постоянными комиссиями.

  1. Перечень комиссий, их численный состав и порядок избрания определяет местный кенеш по предложению депутатских фракций и депутатов соответствующего кенеша. В течение срока полномочий кенеш, в случае необходимости, может образовывать новые постоянные комиссии, упразднять и реорганизовывать ранее созданные, вносить изменения в их состав.
  2. Постоянные комиссии формируются из числа депутатов соответствующего местного кенеша. В состав постоянных комиссий местного кенеша не могут быть избраны председатель кенеша и его заместитель.
  3. Постоянные комиссии местного кенеша могут образовывать подкомиссии по основным направлениям своей деятельности.
  4. По предложению постоянной комиссии и председателя кенеша соответствующий кенеш вносит изменения в состав постоянной комиссии.
  5. Полномочия члена комиссии могут быть прекращены досрочно кенешем по его просьбе, а также в связи с обстоятельствами, делающими невозможным выполнение им своих обязанностей.
  6. Права, обязанности, порядок организации и деятельности постоянных комиссий местного кенеша определяются настоящим Законом, регламентом местного кенеша.

 

Статья 19. Полномочия постоянных комиссий местного кенеша

 

  1. Постоянные комиссии местного кенеша:

1) участвуют в подготовке вопросов, связанных с экономическим, социальным и национально-культурным развитием соответствующей территории, вносимых на рассмотрение кенеша;

2) вносят в кенеш предложения по вопросам развития социально-культурной и производственной инфраструктуры на соответствующей территории, укрепления экономической основы местного самоуправления;

3) предварительно рассматривают проекты планов экономического развития своей территории и бюджета, отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета, готовят по ним свои замечания, в случае необходимости представляют их кенешу;

4) осуществляют контроль за исполнением принятых местным кенешем решений;

5) вправе привлекать к своей работе ученых, специалистов, практических работников, независимых экспертов, представителей гражданского общества и членов местного сообщества и других лиц;

6) не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций и учреждений, расположенных на подведомственной территории;

7) на постоянной основе в порядке, установленном местным кенешем, проводят мониторинг и оценку принятых местным кенешем нормативных правовых актов с целью выявления эффективности и результативности их действий;

8) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законами Кыргызской Республики и регламентом соответствующего кенеша.

  1. Постоянные комиссии местного кенеша по вопросам, относящимся к их ведению, вправе заслушивать руководителей и специалистов органов исполнительных органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений.

 

Статья 20. Организационное обеспечение деятельности местных кенешей

 

  1. Деятельность городских кенешей обеспечивают их аппараты, формируемые на основе типовых нормативов, определяемых Кабинетом Министров, деятельность айылных кенешей — аппараты айыл окмоту.
  2. Материально-техническое обеспечение деятельности аппаратов местных кенешей возлагается на исполнительные органы местного самоуправления.

 

Статья 21. Решения местного кенеша

 

  1. Решения местного кенеша издаются в форме постановления и распоряжения, которые подписываются председателем местного кенеша, а во время его отсутствия — заместителем председателя местного кенеша.
  2. Нормативные правовые акты местных кенешей принимаются в форме постановлений, иные акты — в форме распоряжений. Принятые акты имеют обязательную юридическую силу на соответствующей территории.

Нормативные правовые акты местных кенешей вступают в силу в порядке, установленном Законом Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики».

Иные акты местного кенеша вступают в силу со дня их принятия, если иное не предусмотрено в самом акте.

  1. Решения председателя местного кенеша, принятые в пределах его полномочий принимаются им единолично в форме распоряжений председателя местного кенеша.

Распоряжения председателя местного кенеша вступают в силу со дня их принятия, если иное не предусмотрено в самих актах.

  1. Местный кенеш вправе принимать обращения и заявления местного кенеша для выражения своей позиции по определенному вопросу.
  2. Решения местных кенешей могут быть отменены либо признаны утратившими силу в том же порядке в котором они были приняты.

 

Статья 22. Председатель местного кенеша

 

  1. Председатель городского кенеша избирается на сессии соответствующего кенеша из числа депутатов кенеша тайным голосованием на срок полномочий городского кенеша.
  2. Право на выдвижение кандидатуры на должность председателя кенеша имеет группа в количестве не менее 5 депутатов.
  3. Порядок выдвижения кандидатур и избрания на должность председателя соответствующего местного кенеша и другие процедурные вопросы выборов определяются регламентом соответствующего местного кенеша.
  4. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей председатель местного кенеша может быть досрочно освобожден от занимаемой должности не менее двумя третями голосов от общего числа депутатов по инициативе одной трети депутатов местного кенеша.
  5. Председатели местного кенеша с населением не менее 20001 человек не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, педагогической и иной творческой деятельности.
  6. Председатель местного кенеша с численностью населения менее 20001 человека исполняет свои обязанности на общественных началах, но на период работы сессии местного кенеша получает единовременную компенсацию в размере заработной платы, установленной для председателя местного кенеша с населением более 20001 человек.
  7. Председатель местного кенеша:

1) созывает сессии местного кенеша;

2) председательствует на сессиях;

3) подписывает решения местного кенеша;

4) выполняет другие обязанности, возложенные местным кенешем.

  1. Председатели местных кенешей ходатайствуют о награждении государственными наградами, присвоении почетных званий Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 23. Заместители председателя местного кенеша

 

  1. Председатель местных кенешей имеет одного заместителя, а с населением более 20001 человек — двух заместителей.

Заместитель председателя местного кенеша избирается на сессии из числа депутатов в местного кенеша по предложению председателя местного кенеша.

  1. Заместитель председателя местного кенеша выполняет поручения председателя кенеша, замещает его в случае отсутствия либо невозможности выполнения им своих обязанностей.

Заместитель председателя местного кенеша при замещении председателя местного кенеша получает компенсацию в размере 50 процентов от суммы компенсации, выплачиваемой председателю местного кенеша.

  1. Заместитель председателя местного кенеша может быть освобожден от занимаемой должности большинством голосов от общего числа избранных депутатов по инициативе одной трети депутатов местного кенеша.
  2. Заместитель председателя местного кенеша осуществляет свою деятельность на общественных началах, за исключением заместителя председателя местного кенеша городов республиканского значения.

 

Статья 24. Прекращение полномочий местных кенешей

 

  1. Полномочия местных кенешей прекращаются в связи с истечением срока, на который были избраны депутата местного кенеша данного созыва, а также в связи с образованием (формированием) нового состава кенеша, досрочным роспуском кенеша.
  2. Местные кенеши могут быть досрочно распущены Президентом:

1) по решению, принятому не менее двумя третями голосов от общего числа депутатов соответствующего местного кенеша;

2) по предложению главы Кабинета Министров или местной государственной администрации;

3) в случаях реорганизации, влекущей изменение границ соответствующей административно-территориальной единицы;

4) в случае, предусмотренном частью 5 статьи 8 настоящего Закона.

  1. Решение местного кенеша о самороспуске направляется председателем кенеша Президенту для издания указа.
  2. Переименование административно-территориальной единицы без изменения ее границ не является реорганизацией и не влечет роспуска местного кенеша. Указ Президента о роспуске местного кенеша в связи с реорганизацией должен быть издан не позднее 30 дней со дня вступления в силу закона о соответствующей административно-территориальной единице, если в самом законе не установлен иной срок.
  3. В любом из вышеназванных случаев досрочного роспуска местный кенеш считается распущенным со дня официального опубликования указа Президента о роспуске.
  4. В случаях досрочного роспуска местного кенеша ответственность за сохранность имущества и документации несут соответствующие главы исполнительного органа местного самоуправления, ответственность за сохранность имущества и документации совместного заседания местных кенешей несут соответствующие главы местной государственной администрации.

 

ГЛАВА 4. МЭР, МЭРИЯ ГОРОДА

 

Статья 25. Мэр, мэрия города

 

  1. Исполнительным органом местного самоуправления в городе является мэрия во главе с мэром.
  2. Структура мэрия утверждается кенешем.

В подчинении мэрии могут находиться учреждаемые ею и/или передаваемые в ее ведения организации, предприятия и учреждения.

 

Статья 26. Решения мэрии города

 

  1. Акты (решения) от имени мэрии издает мэр в форме постановлений и распоряжений, которые вступают в силу со дня их подписания мэром, если иное не предусмотрено в самом акте.
  2. Постановления издаются на основе и во исполнение нормативных правовых актов. Распоряжения издаются по оперативным, организационным и кадровым вопросам.
  3. Изданные акты могут быть изменены, дополнены, отменены либо признаны недействительными или поданы на утрату.
  4. Правила организации деятельности мэрии, основные требования по организации работы с документами и документационного обеспечения деятельности в аппарате мэрии устанавливаются регламентом мэрии на основании архивного законодательства и законодательства по документационному делопроизводству.

 

Статья 27. Компетенция мэрии города

 

  1. Мэрия города по поручению или согласованию, или с ведения мэра:

1) организует функционирование и развитие системы жизнеобеспечения города, предоставление горожанам социальных и культурных услуг;

2) разрабатывает проект бюджета города и исполняет его после утверждения городским кенешем;

3) принимает участие в разработке и представлении на утверждение кенешу проекты программ социально-экономического развития, социальной защиты населения и обеспечивает их выполнение после утверждения кенешем, публикует информацию об исполнении программы социально-экономического развития, а также публикует ее на официальном сайте и (или) размещает в специальных местах обозрения (досках, стендах), определяемых местным кенешем;

4) привлекает инвестиции и гранты для развития города;

5) осуществляет мероприятия по охране памятников истории, архитектуры и культуры;

6) разрабатывает и осуществляет мероприятия по созданию новых рабочих мест;

7) разрабатывает мероприятия по рациональному использованию городских земель и объектов муниципальной собственности и осуществляет их после утверждения городским кенешем;

8) участвует в приватизации муниципальных предприятий и приеме на баланс по согласованию с соответствующими органами объектов социально-культурного, бытового и хозяйственного назначения, а также необходимого для их функционирования оборудования;

9) разрабатывает и осуществляет мероприятия по развитию жилого фонда, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройству города;

10) разрабатывает и реализует генеральный план застройки города, осуществляет контроль за соблюдением норм и правил архитектуры и градостроительства в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

11) осуществляет мобилизационные и организационно-практические меры по предупреждению и предотвращению стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, ликвидации их последствий;

12) осуществляет поиск, инициирование проектов государственно-частного партнерства и заключает соглашения о государственно-частном партнерстве в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О государственно-частном партнерстве в Кыргызской Республике»;

13) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 28. Требования, предъявляемые к кандидату на должность мэра города

 

  1. Мэром города может быть дееспособный гражданин Кыргызской Республики, имеющий высшее образование и стаж работы на государственной, муниципальной службе или стаж работы в государственных учреждениях образования, здравоохранения или на руководящих должностях в организациях, учреждениях и хозяйствующих субъектах частной формы собственности не менее 3 лет.
  2. Кандидат на должность мэра для осуществления профессиональной деятельности должен владеть государственным или официальным языком, а в местах компактного проживания лиц другой национальности владеть языком данного этноса.
  3. Не может быть мэром гражданин Кыргызской Республики, имеющий судимость за совершение преступления, не погашенную в установленном законодательством порядке до окончания сроков регистрации кандидатов, а также граждане, осужденные за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, независимо от того, погашена их судимость в установленном законодательством порядке или нет.

 

Статья 29. Порядок назначения на должность и освобождения от должности мэра

 

  1. Мэр назначается главой местной государственной администрации (акимом) с согласия местного кенеша. Мэр города Бишкек, Ош назначается Председателем Кабинета Министров с согласия местного кенеша города Бишкек, Ош соответственно.

Для получения согласия местного кенеша вносится одна кандидатура. Местный кенеш в течении 5 рабочих дней должен рассмотреть представленную кандидатуру по итогом которого дает согласие или отклоняет ее.

В случае если в указанный период кандидатура не будет рассмотрена, считается, что согласие по данной кандидатуре дано.

В случае если в указанный период отказано от дачи согласия на назначения на должность мэра, то аким, Председатель Кабинета Министров назначают на должность мэра самостоятельно.

  1. Полномочия мэра не связано со сроком полномочия кенеша или смены акима или Председателя Кабинета Министров.
  2. Мэр может быть освобожден от занимаемой должности акимом, а городов Бишкек и Ош — Председателем Кабинета Министров:

1) на основании личного заявления;

2) за невыполнение или ненадлежащее исполнение законов, нормативных правовых актов Президента и Кабинета Министров;

3) на основании вступившего в силу обвинительного приговора суда;

4) в случае признания его судом недееспособным;

5) в случае вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим, безвестно отсутствующим, а также смерти;

6) в случае выезда на постоянное место жительства за пределы Кыргызской Республики;

7) в случае выхода из гражданства Кыргызской Республики или принятия гражданства иностранного государства;

8) в случае невозможности исполнять свои должностные обязанности в результате стойкой нетрудоспособности;

9) в случае выражения недоверия двумя третями голосов от общего числа депутатов городского кенеша;

10) по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (принятие соответствующего закона, иные обстоятельства, предусмотренные законодательством).

  1. В случае освобождения мэра от должности обязанности мэра возлагаются на первого заместителя мэра до назначения нового мэра. В случае отсутствия должности первого заместителя мэра обязанности мэра возлагаются на заместителя мэра.

 

Статья 30. Полномочия мэра города

 

  1. Мэр города:

1) организует соблюдение и выполнение Конституции и законов Кыргызской Республики, актов Президента и Кабинета Министров, решений кенеша;

2) руководит деятельностью мэрии, муниципальных предприятий и учреждений, отвечает за результаты этой деятельности;

3) назначает и освобождает от должности по согласованию с городским кенешем заместителей мэров города, руководителей подведомственных подразделений, включая руководителей территориальных администраций, а также назначает и освобождает от должности работников аппарата мэрии в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

4) осуществляет управление вопросами местного значения, а также делегированными государственными полномочиями, за исключением тех, которые относятся к полномочиям местного кенеша;

5) несет персональную ответственность за организацию надлежащего исполнения делегированных государственных полномочий;

6) представляет мэрию в государственных органах, общественных и иных организациях Кыргызской Республики и за рубежом;

7) обеспечивает преемственность действующих программ социально-экономического развития территории, или по согласованию местной государственной администрации не позднее 3 месяцев с момента вступления в должность обеспечивает разработку и представляет на утверждение городскому кенешу проект программы социально-экономического развития и социальной защиты населения;

8) представляет на утверждение городского кенеша проект местного бюджета, один раз в полугодие отчитывается перед городским кенешем об исполнении дел местного значения, исполнении бюджета, использовании муниципальной собственности и средств внебюджетного фонда, а по вопросу выполнения программ социально-экономического развития города и социальной защиты населения вместе с акимом;

9) вносит предложения в городской кенеш по введению местных налогов и сборов согласно законодательству;

10) вправе поставить вопрос об освобождении от должности руководителей соответствующих территориальных подразделений государственных учреждений и организаций в случае ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей;

11) вносит предложения о созыве сессии городского кенеша, участвует в ее работе;

12) ходатайствует в установленном порядке перед Президентом о награждении государственными наградами;

13) осуществляет иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

 

Статья 31. Заместитель мэра города

 

  1. Заместитель мэра (первый) назначается мэром с согласия кенеша.

Местный кенеш рассматривает внесенную кандидатуру на должность заместителя мэра в пятидневный срок со дня внесения кандидатуры, по итогом которого принимает решение о даче согласия или об отказе. В случае отказа в даче согласия вносится другая кандидатура. В случае в указанные сроки кенеш не рассмотрит представленную кандидатуру, то считается — согласие дано.

  1. Заместитель мэр (первый) замещает мэра в период его отсутствия и выполняет обязанности, возложенные мэром.
  2. Заместитель мэра несет ответственность за выполняемые им полномочия перед мэром.

 

ГЛАВА 5. АЙЫЛ ОКМОТУ

 

Статья 32. Айыл окмоту

 

  1. Исполнительным органом местного самоуправления в айылном аймаке является айыл окмоту.

Структура айыл окмоту утверждается кенешем.

  1. Айыл окмоту оказывает содействие депутатам айылного кенеша в осуществлении ими своих полномочий, подготовке и проведении отчетов перед избирателями.
  2. Айыл окмоту в своей деятельности подотчетен айылному кенешу, а по делегированным государственным полномочиям — соответствующим государственным органам.
  3. Акты (решения) от имени айыл окмоту издает глава айыл окмоту в форме постановления и распоряжения, которые вступают в силу со дня их подписания главой айыл окмоту, если иное не предусмотрено в самих актах.
  4. Постановления издаются на основе и во исполнение нормативных правовых актов и имеющие обязательную юридическую силу на территории айылного аймака. Распоряжения издаются по оперативным, организационным и кадровым вопросам.
  5. Изданные акты могут быть изменены, дополнены, отменены либо признаны недействительными или поданы на утрату.
  6. Правила организации деятельности айыл окмоту по реализации его полномочий, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики в сфере регулирования деятельности органов местного самоуправления, основные требования по организации работы с документами и документационного обеспечения деятельности в аппарате айыл окмоту устанавливаются регламентом айыл окмоту на основании архивного законодательства и законодательства по документационному делопроизводству.

 

Статья 33. Компетенция айыл окмоту

 

Айыл окмоту:

1) принимает участие в разработке и представлении на утверждение кенешу проекты программ социально-экономического развития территории и обеспечивает их выполнение после утверждения айылным кенешем, а также публикует ее на официальном сайте и (или) размещает в специальных местах обозрения (досках, стендах), определяемых местным кенешем;

2) разрабатывает проект местного бюджета и исполняет его после утверждения айылным кенешем;

3) осуществляет мероприятия по охране памятников истории, архитектуры и культуры;

4) разрабатывает и осуществляет мероприятия по созданию новых рабочих мест;

5) разрабатывает и осуществляет мероприятия по развитию жилого фонда, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройству территории;

6) участвует в приватизации муниципальных предприятий и передаче на баланс айыл окмоту объектов социально-культурного, бытового и хозяйственного назначения и оборудования, необходимого для их функционирования;

7) разрабатывает и реализует генеральный план застройки территории, осуществляет контроль за соблюдением норм и правил архитектуры и градостроительства;

8) осуществляет мобилизационные и организационно-практические мероприятия по предупреждению и предотвращению стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, ликвидации их последствий;

9) осуществляет поиск, инициирование проектов государственно-частного партнерства и заключает соглашения о государственно-частном партнерстве в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О государственно-частном партнерстве в Кыргызской Республике»;

10) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 34. Требования, предъявляемые к кандидату на должность главы айыл окмоту

 

  1. Главой айыл окмоту может быть дееспособный гражданин Кыргызской Республики, имеющий высшее образование и стаж работы на государственной, муниципальной службе или стаж работы в государственных учреждениях образования, здравоохранения, или на руководящих должностях в организациях, учреждениях и хозяйствующих субъектах частной формы собственности не менее 2 лет.
  2. Кандидат на должность главы айыл окмоту для осуществления профессиональной деятельности должен владеть государственным или официальным языком, а в местах компактного проживания лиц другой национальности владеть языком данного этноса.
  3. Не может быть главой айыл окмоту гражданин Кыргызской Республики, имеющий судимость за совершение преступления, не погашенную в установленном законодательством порядке, а также граждане, осужденные за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, независимо от того, погашена их судимость в установленном законодательством порядке или нет.

 

Статья 35. Порядок назначения на должность и освобождения от должности главы айыл окмоту

 

  1. Глава айыл окмоту назначается главой местной государственной администрации (акимом) с согласия местного кенеша.

Для получения согласия местного кенеша вносится одна кандидатура. Местный кенеш в течении 5 рабочих дней должен рассмотреть представленную кандидатуру по итогом которого дает согласие на внесенную кандидатуру или отклоняет ее.

В случае если в указанный период кандидатура не будет рассмотрена, считается, что согласие дано.

В случае если в указанный период отказано от дачи согласия на назначения на должность главы айыл окмоту, аким, назначает на должность главы айыл окмоту самостоятельно.

  1. Полномочия главы айыл окмоту не связано со сроком полномочия кенеша или смены акима.
  2. Глава айыл окмоту может быть освобожден от занимаемой должности акимом:

1) на основании личного заявления;

2) за невыполнение или ненадлежащее исполнение законов, нормативных правовых актов Президента и Кабинета Министров, установленное органами прокуратуры;

3) на основании вступившего в силу обвинительного приговора суда;

4) в случае признания его судом недееспособным;

5) в случае вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим, безвестно отсутствующим, а также смерти;

6) в случае выезда на постоянное место жительства за пределы Кыргызской Республики;

7) в случае выхода из гражданства Кыргызской Республики или принятия гражданства иностранного государства;

8) в случае невозможности исполнять свои должностные обязанности в результате стойкой нетрудоспособности;

9) в случае выражения недоверия двумя третями голосов от общего числа депутатов кенеша;

10) по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (принятие соответствующего закона, иные обстоятельства, предусмотренные законодательством).

  1. В случае освобождения главы айыл окмоту от должности обязанности главы айыл окмоту возлагаются на его заместителя до назначения нового главы айыл окмоту. В случае отсутствия должности заместителя главы айыл окмтоту, аким возлагает исполнения обязанности на одного из сотрудников местной государственной администрации до назначения в установленном порядке.

 

Статья 36. Полномочия главы айыл окмоту

 

Глава айыл окмоту:

1) организует соблюдение и выполнение Конституции и законов Кыргызской Республики, актов Президента и Кабинета Министров, решений кенеша;

2) руководит деятельностью айыл окмоту и несет ответственность за ее результаты;

3) обеспечивает преемственность действующих программ социально-экономического развития территории, или по согласованию местной государственной администрации не позднее 3 месяцев с момента вступления в должность обеспечивает разработку и представляет на утверждение городскому кенешу проект программы социально-экономического развития и социальной защиты населения;

4) представляет айылному кенешу проект местного бюджета, один раз в полугодие отчитывается перед кенешем об общем состоянии дел в айылном аймаке, исполнении местного бюджета и использовании муниципальной собственности, выполнении программ социально-экономического развития территории, оказания консультационно-правовой помощи и социальной защиты населения;

5) несет персональную ответственность перед акимом за организацию надлежащего исполнения делегированных государственных полномочий;

6) вносит в айылный кенеш предложения по введению местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

7) вправе поставить вопрос об освобождении от должности руководителей соответствующих территориальных подразделений государственных учреждений и организаций в случае ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей;

8) назначает и освобождает от должности заместителя главы айыл окмоту, работников аппарата айыл окмоту в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

9) осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, а также делегированные государственные полномочия, за исключением тех, которые относятся к ведению айылного кенеша;

10) вносит предложения о созыве сессии городского кенеша, участвует в ее работе;

11) решает иные вопросы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики

 

Статья 37. Заместитель главы айыл окмоту

 

  1. Заместитель главы айыл окмоту назначается главой айыл окмоту с согласия кенеша.

Кенеш рассматривает внесенную кандидатуру на должность заместителя главы айыл окмоту в пятидневный срок со дня внесения кандидатуры, по итогом которого принимает решение о даче согласия или об отказе. В случае отказа в даче согласия вносится другая кандидатура. В случае в указанные сроки кенеш не рассмотрит представленную кандидатуру, считается, что согласие дано.

  1. Заместитель главы айыл окмоту замещает главу айыл окмоту в период его отсутствия и выполняет обязанности, возложенные главой айыл окмоту.

В случае отсутствия должности заместителя главы айыл окмоту временное исполнение обязанностей главы возлагается на ответственного секретаря айыл окмоту.

  1. Положения о требованиях, предъявляемых к главе айыл окмоту, применяются в равной мере и к его заместителю.
  2. Заместитель главы айыл окмоту является муниципальным служащим, назначаемым главой айыл окмоту в соответствии с законодательством о государственной и муниципальной службе.
  3. Освобождение заместителя главы айыл окмоту от должности осуществляется главой айыл окмоту по основаниям и в порядке, предусмотренным для муниципальных служащих, занимающих административные должности.
  4. Заместитель главы айыл окмоту несет ответственность за выполняемые им функции перед главой айыл окмоту.

 

Статья 38. Айыл башчысы

 

  1. В целях организации оперативного решения вопросов местного значения отдельно расположенных сел в айылном аймаке по решению местного кенеша могут вводиться должности айыл башчысы (староста айыла).
  2. Айыл башчысы выполняет функции, делегированные ему решением исполнительного органа местного самоуправления, исходя из территориальных особенностей населенного пункта, установившихся обычаев и традиций.
  3. Айыл башчысы назначается руководителем исполнительного органа местного самоуправления и является муниципальным служащим.
  4. В случае если от соответствующего населенного пункта не были избраны депутаты в местный кенеш, айыл башчысы вправе участвовать с правом совещательного голоса на заседаниях соответствующего местного кенеша, а на заседаниях городского кенеша — при рассмотрении вопросов, имеющих отношение к соответствующему айылу.

 

ГЛАВА 6. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

 

Статья 39. Территориальное общественное самоуправление

 

  1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории айылного аймака, города для самостоятельного решения и осуществления под свою ответственность собственных инициатив в вопросах местного значения.
  2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в форме советов и комитетов микрорайонов, жилищных комплексов, домовых, уличных, квартальных комитетов, жамаатов (общин) и других формах, не противоречащих Конституции, настоящему Закону и иным законам Кыргызской Республики.
  3. Границы территории общественного самоуправления устанавливаются соответствующими местными кенешами с учетом предложений жителей.
  4. Различные формы территориального общественного самоуправления приобретают свой статус с момента их учетной регистрации в местном кенеше.
  5. Все формы территориального общественного самоуправления в своей деятельности подотчетны собраниям граждан, их избравшим, и зарегистрировавшему их местному кенешу.

 

Статья 40. Взаимоотношения органов местного самоуправления с территориальным общественным самоуправлением

 

Территориальным общественным самоуправлениям могут быть переданы отдельные вопросы местного значения на договорной основе в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Органы местного самоуправления вправе передавать им в оперативное управление хозяйственные объекты, жилой и нежилой фонд, а также часть своих материальных и иных ресурсов.

 

Статья 41. Права территориального общественного самоуправления

 

  1. Территориальное общественное самоуправление вправе через свои уполномоченные органы или представителей:

1) принимать участие в работе местных кенешей при обсуждении вопросов данной территории;

2) участвовать в работе по благоустройству, ремонту, санитарной очистке территории;

3) содействовать выполнению решений местных кенешей, их исполнительных органов;

4) организовывать исполнение решений курултаев и сходов граждан.

 

ГЛАВА 7. ФОРМЫ ПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ЧЛЕНОВ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА

 

Статья 42. Формы прямого волеизъявления членов местного сообщества

 

Для принятия решений по важнейшим вопросам местного значения, требующим обсуждения с членами сообщества, местные сообщества могут проводить курултаи, собрания (сходы) и другие формы прямого волеизъявления.

 

Статья 43. Курултаи местного сообщества

 

  1. Местный курултай (Курултай местного сообщества) — общественно-представительное собрание, дающий рекомендации по направлениям общественного развития.
  2. Организация и порядок деятельности местного курултая определяется в случаях и порядке, предусмотренном конституционным законом.

 

Статья 44. Собрания (сходы) членов местного сообщества

 

  1. С целью учета мнений членов местного сообщества по вопросам, имеющим важное значение, заслушивания и обсуждения информации депутатов местного кенеша и его исполнительных органов проводятся собрания (сходы), общественные слушания с участием членов местного сообщества, проживающих на территории одной улицы, одного квартала, микрорайона или села, с принятием по ним рекомендаций.
  2. Рекомендации собраний (сходов) рассматриваются с участием представителей (делегатов) от соответствующих собраний (сходов).

 

ГЛАВА 8. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Статья 45. Финансово-экономические основы местного самоуправления

 

  1. Финансовую основу местного самоуправления составляют закрепленные законодательством Кыргызской Республики за местными бюджетами налоговые и неналоговые источники доходов, доходы от использования муниципальной собственности, ссуды и иные финансовые ресурсы.
  2. Экономическую основу местного самоуправления составляют недвижимое и движимое муниципальное имущество, ценные бумаги, земли, переданные в ведение местному самоуправлению в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке и используемые органами местного самоуправления в границах их территории для удовлетворения интересов и потребностей местного сообщества, иные объекты гражданских прав, а также предприятия, организации и учреждения, осуществляющие деятельность на соответствующей территории.
  3. Финансовые и экономические отношения органов местного самоуправления с государственными органами, другими органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, а также порядок и принципы формирования и исполнения местного бюджета и внебюджетных фондов органов местного самоуправления регулируются законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 46. Права органов местного самоуправления на создание муниципальных предприятий и некоммерческих организаций, а также на участие в акционерных обществах

 

  1. Органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и некоммерческие организации, а также участвовать в акционерных обществах с целью обеспечения эффективного и оперативного решения вопросов местного значения, а также стимулирования экономического развития в пределах своей территории.
  2. Органы местного самоуправления вправе делегировать определенные полномочия муниципальным предприятиям, некоммерческим организациям, а также акционерным обществам, более половины акций которых принадлежат органам местного самоуправления, кроме полномочий, которые согласно законодательству Кыргызской Республики относятся к исключительной компетенции государственных органов или органов местного самоуправления.
  3. Муниципальные предприятия и некоммерческие организации создаются органами местного самоуправления для оказания услуг, предоставление которых является обязанностью органов местного самоуправления.

 

Статья 47. Муниципальный заказ

 

  1. Исполнительный орган местного самоуправления вправе разместить муниципальный заказ на выполнение работ или оказание услуг, направленных на решение вопросов местного значения, и выполнение иных полномочий, предусмотренных статьей 11 настоящего Закона.
  2. Муниципальный заказ может исполняться физическими и юридическими лицами. Передача исполнения муниципального заказа производится по договору. Передача муниципального имущества по договору о муниципальном заказе производится с согласия местного кенеша.
  3. Финансирование муниципального заказа осуществляется на основании договора из средств местного бюджета или внебюджетных фондов органов местного самоуправления.
  4. На услуги, которые предоставляются населению как монопольные услуги (услуги водоснабжения, канализации, отопления и другие), органы местного самоуправления вправе передавать определенные полномочия муниципальным предприятиям, некоммерческим учреждениям, а также иным физическим и юридическим лицам при условии сохранения контроля органа местного самоуправления за тарифами.
  5. Субъект муниципального заказа определяется органами местного самоуправления в порядке, установленном законодательством о государственных закупках либо о государственном социальном заказе.

 

Статья 48. Сотрудничество органа местного самоуправления с государственными органами, другими органами местного самоуправления и иными органами территориального самоуправления

 

  1. Органы местного самоуправления могут сотрудничать с государственными органами и другими органами местного самоуправления для обеспечения более эффективного и оперативного предоставления услуг местному сообществу и вправе передавать им определенные полномочия, бюджетные средства и иное муниципальное имущество.
  2. Сотрудничество органа местного самоуправления с государственными органами и другими органами местного самоуправления может иметь:

1) форму договора о предоставлении услуг одним органом местного самоуправления или государственным органом другому органу местного самоуправления;

2) форму совместных финансовых соглашений;

3) форму совместных предприятий и иных организаций;

4) иные формы, не запрещенные законодательством.

  1. Все формы сотрудничества, а также передача полномочий, бюджетных средств и муниципального имущества, указанные выше, могут быть осуществлены при условии одобрения со стороны соответствующего местного кенеша.

 

ГЛАВА 9. ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Статья 49. Обязательность актов органов местного самоуправления

 

  1. Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность от имени населения данной территории и на основании законов Кыргызской Республики.
  2. Решения местных кенешей, исполнительных органов местного самоуправления, курултаев, сходов граждан, органов территориального общественного самоуправления не должны противоречить законам Кыргызской Республики.
  3. Решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности, а также должностными лицами, общественными объединениями и гражданами.
  4. Органы местного самоуправления не вправе принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные настоящим Законом и законодательством Кыргызской Республики к ведению других органов.
  5. За невыполнение решений органов местного самоуправления должностные лица и граждане несут ответственность в установленном законом порядке.

 

Статья 50. Ответственность за вред, причиненный местному самоуправлению

 

  1. Предприятия (объединения), организации и учреждения, граждане несут перед органами местного самоуправления ответственность, в том числе имущественную, возмещая в полном объеме убытки, причиненные их действиями или бездействием интересам населения, местному хозяйству, окружающей среде, а также ущерб, нанесенный в результате невыполнения решений органов местного самоуправления.
  2. Защита законных интересов органов местного самоуправления обеспечивается судом в соответствии с законами Кыргызской Республики.

 

Статья 51. Порядок вступления в силу настоящего Закона

 

  1. Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования.
  2. Установить, что:

— действующие мэры городов, главы городских управ городов районного значения и поселков, главы айыл окмоту, избранные до вступления в силу настоящего Закона, продолжают исполнение своих полномочий до истечения срока, на который они были избраны;

— исполняющие обязанности мэров городов, глав городских управ городов районного значения и поселков, глав айыл окмоту продолжают исполнение своих полномочий до назначения нового мэра города и главы айыл окмоту в соответствии с правилами, установленными настоящим Законом;

— органы местного самоуправления продолжают выполнять делегированные государственные полномочия на срок, на который им они были делегированы, с постепенным возвратам их, но не позднее 1 апреля 2022 года, государственным органам (территориальным подразделениям министерств и ведомств, или местным государственным администрациям).

  1. Признать утратившими силу:

— Закон Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» от 15 июля
2011 года № 101;

— Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» от 30 ноября 2011 года № 228;

— Закон Кыргызской Республики «О внесении дополнения и изменений в Закон Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» от 19 июня 2012 года № 87;

— статью 1 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 3 августа 2012 года
№ 149;

— статью 9 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 10 августа 2012 года
№ 164;

— статью 2 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 14 февраля 2013 года № 16;

— статью 2 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 25 апреля 2013 года
№ 59;

— статью 2 Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики от 16 октября 2013 года
№ 192;

— статью 10 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 15 ноября 2013 года
№ 201;

— статью 2 Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменения в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 13 января 2014 года
№ 10;

— статью 5 Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 18 февраля 2014 года № 35;

— Закон Кыргызской Республики «О внесении дополнения в Закон Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» от 15 мая 2014 года № 67;

— статью 1 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 17 июля 2014 года
№ 138;

— статью 2 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 21 ноября 2014 года
№ 158;

— статью 3 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 17 февраля 2015 года
№ 34;

— Закон Кыргызской Республики «О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» от 21 апреля 2016 года № 48;

— статью 1 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в законы Кыргызской Республики
«О местном самоуправлении», «О пастбищах») от 7 мая 2016 года № 56;

— Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» от 14 мая 2016 года № 58;

— статью 2 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в законы Кыргызской Республики
«Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности», «О местном самоуправлении») от 12 декабря 2016 года № 196;

— статью 6 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам охраны и защиты от семейного насилия» от 27 апреля 2017 года № 64;

— статью 4 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере землепользования» от 1 июня 2017 года № 95;

— Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» от 27 января 2018 года № 16;

— Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» от 15 февраля 2018 года № 21;

— статью 3 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам внедрения института пробации» от 24 апреля 2019 года № 56;

— статью 15 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере официальной статистики» от 8 июля 2019 года № 83;

— статью 1 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам деятельности органов местного самоуправления» от 8 августа 2019 года № 115;

— статью 1 Закона Кыргызской Республики «О внесения изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в законы Кыргызской Республики
«О местном самоуправлении», «О статусе депутатов местных кенешей», «О статусе столицы», «О статусе города Ош») от 8 августа 2019 года № 118.

  1. Установить, что до приведения действующих законов в соответствии с настоящим законом, они применяются в части не противоречащих настоящему Закону.
  2. Предложить Президенту Кыргызской Республики в двухмесячный срок привести свои решения в соответствие с настоящим Законом.
  3. Кабинету Министров Кыргызской Республики, местным государственным администрациям и органам местного самоуправления:

1) принять соответствующие меры по реализации настоящего Закона;

2) привести свои решения в соответствие с настоящим Законом.

 

 

Президент

Кыргызской Республики