Поиск по сайту
Поиск по сайту
Президент Кыргызской республики

Судебно-правовая реформа

Состоялось третье заседание экспертной рабочей группы по мониторингу мероприятий, проводимых в рамках судебной реформы

В ходе заседания экспертной рабочей группы по мониторингу мероприятий, проводимых в рамках судебной реформы, рассматривались текущие вопросы, связанные с подготовкой к внедрению кодексов и законов с 1 января 2019 года, с целью обеспечения безболезненного и согласованного перехода всех госорганов  к работе в новом режиме.

Эта задача была поставлена в качестве приоритетной Президентом Кыргызской Республики на Совете по судебной реформе, состоявшемся в мае 2018 года.

Новые кодексы и законы, принятые Жогорку Кенешем КР, Президентом КР и Правительством КР, являются краеугольным камнем проводимой судебно-правовой реформы. В новом законодательстве на порядок повысились стандарты прав человека, проведена его гуманизация, декриминализация и депенализация. С принятием этого пакета законодательства был обозначен отход от старой судебно-правовой культуры, репрессивного характера судебно-правовой системы. Внедрение данного законодательства без искажений и отхода от концепции будет означать, что у граждан появится прочный правовой фундамент по защите своих прав, появится преграда судебному, прокурорскому и милицейскому произволу, «телефонному праву». Полное внедрение кодексов и законов окажет влияние на прекращение пыток, истязаний людей, тюремного произвола.

Созданная по инициативе Президента КР в рамках этой работы Экспертная рабочая группа по мониторингу (ЭРГ) призвана обеспечивать аналитическое и экспертное сопровождение реформы, целостность ее одобренной концепции и положений. ЭРГ обеспечивает мониторинг мероприятий по внедрению кодексов и Указа Президента КР.  

С учетом этого, на заседании были рассмотрены предложения от госорганов, по внесению поправок в принятые кодексы и законы, в частности в Кодекс о нарушениях и УПК. Эксперты рассмотрели все поступившие предложения на предмет соответствия Конституции КР и соответствия концепции принятых кодексов и законов.

Исходя из рассмотрения, эксперты рекомендовали госорганам не возвращаться к старому законодательству, которое перестанет существовать через 4 месяца и не вносить в него изменения, поскольку это нецелесообразно с точки зрения потери времени и бюджета.

Было рекомендовано ограничиться поправками, связанными с приведением законодательства в соответствие с Конституцией КР, устранением коллизий внутри законов, а также поправками, связанными с реализацией проекта «Умный город», сроков давности и вытекающими из решений Конституционной палаты. По ряду предложений ЭРГ намерена встретиться с инициаторами, для того чтобы обсудить с ними механизмы реализации их предложений в рамках принятой концепции и координации усилий.          

На заседании эксперты-правоведы выразили свою озабоченность по поводу ряда поправок, нарушающих концепцию принятых кодексов и законов и тем, что новая концепция судебно-правовой реформы еще не полностью воспринята некоторыми госорганами. В связи с этим была высказана рекомендация о необходимости применения моратория на внесение поправок, чтобы страна имела возможность безболезненно внедрить принятые кодексы и законы, которые обеспечивают более высокий уровень прав человека, приближение к международным стандартам правосудия, открытость и прозрачность судебно-правовой системы, ее цифровизацию и фокус на человека.     

На заседании также была рассмотрена дорожная карта по внедрению Единого реестра преступлений и проступков (ЕРПП).

ЭРГ выразила свое желание продолжить согласованную и конструктивную работу с госорганами, Жогорку Кенешем КР, Правительством КР,Генпрокуратурой КР, Верховным судом КР и другими организациями, вовлечёнными в исполнение судебно-правовой реформы. Отдельные мероприятия запланированы с представителями неправительственного сектора и экспертным сообществом для объединения усилий и совместной работы.

ЭРГ также выразила обеспокоенность по поводу слабой практики применения органами исполнительной власти закона об основах административной деятельности и административных процедурах, который также был разработан в рамках проводимой судебно-правовой реформы в целом и в рамках реформирования административного права в частности.

 

Состоялось очередное заседание экспертной рабочей группы по мониторингу мероприятий судебно-правовой реформы

На заседании заместитель руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики, руководитель экспертной рабочей группы (ЭРГ)  Алмамбет Салиев информировал членов группы о том, что по итогам первого заседания группа внесла три предложения на рассмотрение Президента страны, которые были поддержаны Главой государства. По ним даны соответствующие поручения. По последней информации, Правительство КР уже прорабатывает данные предложения.

Также была представлена информация о дополнительно сформированных двух экспертных рабочих группах:

-по разработке законопроектов, предусматривающих упразднение межрайонных судов с передачей их функций в районные суды;

-по разработке механизмов возмещения ущерба лицами, совершившими преступления, с учетом сроков давности привлечения к уголовной ответственности.

Данными группами уже намечены основные направления и сроки их деятельности, начата их практическая работа.

На заседании рассмотрено 6 вопросов. При этом члены группы особо остановились на проблемах внедрения Единого реестра преступлений и проступков (далее — ЕРПП), Единого реестра нарушений (далее — ЕРН), введения института возбуждения уголовного дела и приведения отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса КР в соответствие с Конституцией КР.

В части внедрения ЕРПП и ЕРН члены группы пришли к пониманию о целесообразности передачи данных реестров в ведение Генпрокуратуры КР как единого центра регистрации, поскольку данные реестры должны являться единой системой и отображать, как движение материалов, так и участников процесса.

Одновременно, по мнению представителей Правительства КР, возможно их ведение различными органами с поэтапным объединением их в последующем в одном государственном органе — Генпрокуратуре КР.

При этом, как отмечалось членами группы, Правительство КР должно проработать имеющиеся коллизии между отдельными законами КР в этой части с соответствующим порядком утверждения положений по реестрам.

В части введения института возбуждения уголовного дела и приведения отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса КР в соответствие с Конституцией КР (уточнение подследственности, наименования конкретного госоргана) члены группы сообщили, что проработка данного вопроса ведется, проект соответствующего закона находится на согласовании, и высказались за ускорение его проработки, как в экспертных рабочих группах, так и на уровне Правительства КР.

Также члены группы поделились мнениями по вопросам доступности граждан к правосудию и деятельности межрайонных судов, разработки проекта новой Государственной программы развития судебной системы КР на 2018–2022 годы.

На заседании ЭРГ поддержано предложение об организации встреч представителей группы с руководством различных органов, участвующих в имплементации новых кодексов и законов КР, намечены меры по их организации и проведению.

Дополнительно группой планируется ряд мер по информационному сопровождению осуществляемых мероприятий по судебно-правовой реформе.