Реформирование судебной системы

Народ Кыргызстана, принимая Конституцию 2010 года, сделал выбор в пользу независимой и эффективной судебной системы. Судебная система должна быть прозрачной, а информация о деятельности ее структур стать доступной для контроля со стороны гражданского общества. Для этого необходимо проведение реформы в системе судов.

Предложения и замечания по реформированию судебной системы Кыргызской Республики можно направлять на адрес электронной почты: sudebnayareforma@gmail.com

Основные направления реформирования судебной системы Кыргызской Республики

Указом Президента от 17 января 2012 года № 61 «Об образовании Комиссии по выработке согласованных предложений по дальнейшему реформированию судебной системы Кыргызской Республики» сформирована названная Комиссия и активно приступила к работе.

В рамках данного направления 3 марта 2012 года состоялась встреча Президента с представителями посольства США, USAID и IDLO по вопросам реализации Программы по укреплению судебной системы, рассчитанной в республике на 5 лет.

По инициативе Комиссии по выработке согласованных предложений по дальнейшему реформированию судебной системы 19-20 марта 2012 года подготовлена и проведена международная конференция «Диалог по судебной реформе» с участием представителей государственных и судебных органов, гражданского общества по Концепции судебного реформирования в Кыргызской Республике.

21-26 марта 2012 года работала рабочая группа по обобщению итогов конференции и выработке проекта Концепции судебной реформы в Кыргызской Республике.

27 марта и 4 апреля 2012 года проведено обсуждение проекта Концепции (Рекомендаций) с участием представителей государственных и судебных органов, гражданского общества, международных экспертов.

После доработки с учетом рекомендаций международных экспертов и рассмотрения Комиссией выработанные рекомендации внесены на рассмотрение Президента.

Данные предложения в последующем могут быть заложены в нормы соответствующих законов через проработку и принятие соответствующих законопроектов, государственной программы по развитию инфраструктуры судебной системы.

В ближайший период 2012-2017 годы предполагается создание базовых институциальных и нормативных правовых основ, которые приведут к необратимости процессов судебной реформы и заявленного курса на ее проведение.

 Указом Президента Кыргызской Республики «О мерах по совершенствованию правосудия в Кыргызской Республике» от 8 августа 2012 года № 147 внесенные на основе диалога рекомендации по дальнейшему реформированию судебной системы Кыргызской Республики были приняты за основу и определены главные концептуальные цели, задачи и направления такого реформирования.

Для обеспечения согласованных действий государственных органов страны на путях такого реформирования данным Указом образован Совет по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики под руководством главы государства.

Состав данного Совета был сформирован распоряжением Президента Кыргызской Республики от 25 сентября 2012 года № 142 и 12 октября 2012 года состоялось его первое заседание.

Чтобы гарантировать, что те, кто ищет правосудия в Кыргызской Республике, имеют доступ к хорошо функционирующим судам, Совет по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики, в состав которого входят депутаты Жогорку Кенеша, члены Правительства, специалисты различных отраслей права и юристы-ученые, утвердил План действий по реформированию судебной системы для определения мер, которые необходимо предпринять, чтобы разрешить проблемные вопросы обеспечения правосудия. Данное решение Совета было подписано Президентом Кыргызской Республик, председателем Совета по судебной реформе.

Утвержденный Советом План действий по реформированию судебной системы приоритизировал и определил шаги, которые должны быть применены на практике в рамках выполнения приоритетов судебной реформы. План включает конкретные меры, временные сроки и установление бюджетных требований для их выполнения.

Исходя из Плана и на долгосрочной основе, Совет по судебной реформе будет обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов, органов судейского самоуправления при реализации основных направлений совершенствования судебной системы Кыргызской Республики, смежных с ней институтов.


 Указ Президента Кыргызской Республики

"О мерах по совершенствованию правосудия в Кыргызской Республике"

Комиссия по выработке согласованных предложений по дальнейшему реформированию судебной системы (далее – Комиссия), образованная Указом Президента Кыргызской Республики «Об образовании Комиссии по выработке согласованных предложений по дальнейшему реформированию судебной системы Кыргызской Республики» от 17 января 2012 года № 6, при участии лидеров депутатских фракций Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, представителей судебной ветви власти, правоохранительных органов, провела важную работу с вовлечением широкого круга представителей гражданского общества, независимых экспертов и международных организаций.

Комиссия представила на рассмотрение Президента Кыргызской Республики рекомендации по наиболее актуальным вопросам и проблемам судоустройства и судопроизводства, содержащие ценный анализ и конкретные предложения по ряду приоритетных направлений судебной реформы на ближайшую перспективу.

Дальнейшее реформирование судебной системы предполагает обновление ныне действующего административного, уголовного, уголовно-процессуального, гражданского процессуального законодательства, а также законодательства, регулирующего организацию и деятельность судов, правоохранительных органов и иного законодательства, прямо или косвенно связанного с вопросами отправления правосудия. Оно должно отвечать по форме, содержанию общественным потребностям, научным подходам и практическому опыту, соответствовать международно-правовым стандартам.

Судебная система должна быть прозрачной и деятельность ее структур доступна для контроля со стороны гражданского общества. В конечном итоге суд должен стать независимым, свободным от корыстных интересов, политических симпатий и идеологических предубеждений, судом, выступающим гарантом законности и справедливости в государстве.

Наличие сильной судебной власти станет залогом стабильности экономических правоотношений и обеспечит конкурентоспособность экономики страны.

В существующих условиях Кыргызстана наиболее разумным и экономичным является модернизация действующей системы судов и правоохранительных органов без разрушительной ломки до их трансформации и перерастания в качественно новые структуры. Структурные изменения в судебной системе должны происходить поэтапно, опираясь на существующие организационные структуры, постепенно наполняя их качественно новым содержанием.

Для решения вышеперечисленных и других проблем требуются совместные усилия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и Правительства Кыргызской Республики при активном участии Верховного суда Кыргызской Республики, Судебного департамента при Верховном Суде Кыргызской Республики, Совета судей Кыргызской Республики.

В целях обеспечения более тесного взаимодействия усилий всех ветвей государственной власти при проведении судебной реформы, совершенствования правосудия, повышения эффективности судебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан, руководствуясь статьями 40, 60 и 65 Конституции Кыргызской Республики, постановляю:

1. Принять за основу рекомендации по дальнейшему реформированию судебной системы Кыргызской Республики, представленные Комиссией по выработке согласованных предложений по дальнейшему реформированию судебной системы, образованной Указом Президента Кыргызской Республики «Об образовании Комиссии по выработке согласованных предложений по дальнейшему реформированию судебной системы Кыргызской Республики» от 17 января 2012 года № 6 (приложение).

2. В соответствии с рекомендациями признать главными целями судебной реформы в Кыргызской Республике:

- формирование самостоятельной и независимой судебной власти как одной из ветвей государственной власти в Кыргызской Республике;

- повышение эффективности и качества правосудия;

- достижение открытости и прозрачности судебной системы;

- обеспечение гарантий судебной защиты прав и свобод человека и гражданина;

- совершенствование кадрового, финансового и материально-технического обеспечения, создание надлежащих условий для функционирования судов и деятельности судей;

- повышение ответственности судей за качественное осуществление правосудия;

- приведение законодательства Кыргызской Республики в соответствие с нормами международного права и международными стандартами в области прав человека, что должно обеспечить расширение сферы судебной защиты прав и свобод граждан, повышение доступности правосудия.

3. Рассматривать в качестве основных направлений судебной реформы:

- совершенствование судоустройства и судопроизводства;

- гуманизацию правосудия;

- развитие правовых и организационных основ судебной системы;

- создание современной системы подготовки судейских кадров, укрепление судебной системы высококвалифицированными кадрами судей и работников аппаратов судов;

- повышение требовательности к судьям по выполнению ими своего профессионального долга и соблюдению Кодекса чести судьи Кыргызской Республики, внедрение эффективного механизма дисциплинарной ответственности судей, предусматривающего участие представителей гражданского общества;

- обеспечение реализации принципов публичности и гласности правосудия;

- повышение доверия граждан к правосудию;

- внедрение альтернативных механизмов разрешения конфликтов;

- разработку механизмов по укреплению самостоятельности судебной системы;

- проведение последовательной правовой политики, направленной на развитие демократического правосознания и правовой культуры.

4. Считать основными задачами развития административного, уголовного законодательства, законодательства о судоустройстве, гражданского процессуального и уголовно-процессуального законодательства внедрение мер и механизмов, направленных, в частности, на:

- организацию судоустройства на конституционных принципах в целях обеспечения доступности судов, полной реализации процессуальных прав участников судебного процесса, а также внедрение механизма обязательного исправления судебных ошибок;

- эффективную защиту и восстановление нарушенных прав физических и юридических лиц в судопроизводстве;

- либерализацию уголовного законодательства и декриминализацию преступлений, не представляющих большой общественной опасности, в том числе в экономической сфере, с переводом их в категорию административных правонарушений и усилением административной ответственности за их совершение, а также переоценку степени тяжести отдельных преступлений;

- расширение примирительных процедур в судопроизводстве, в том числе развитие института медиации, а также расширение категории уголовных дел частного и частно-публичного обвинения;

- регламентацию порядка освобождения лиц от уголовной ответственности в связи с примирением сторон, установление ограничений для применения меры пресечения в виде ареста к лицам, совершившим экономические преступления небольшой и средней тяжести, а также их освобождение от уголовной ответственности в случае добровольного погашения причиненного ущерба;

- формирование единой судебной практики Верховным судом Кыргызской Республики;

- иные меры, вытекающие из настоящего Указа.

5. Образовать Совет по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики (далее - Совет) и утвердить прилагаемое Положение о Совете.

Установить, что Совет является совещательным и консультативным органом, созданным в целях подготовки предложений по приоритетным направлениям проводимой в стране судебной реформы, обеспечения согласованных действий государственных органов, Верховного суда Кыргызской Республики, Совета по отбору судей Кыргызской Республики, Совета судей Кыргызской Республики по подготовке и принятию нормативных правовых актов, регулирующих организацию и порядок деятельности судов, правоохранительных органов, статус судей.

6. Руководителю Аппарата Президента Кыргызской Республики на основе проведенных консультаций с представителями государственных органов, объединений юристов, адвокатов, некоммерческих организаций, учеными-правоведами внести предложения по персональному составу вышеназванного Совета.

7. Рекомендовать субъектам права законодательной инициативы предоставлять проекты нормативных правовых актов по вопросам судебной реформы, а также регулирующих организацию и порядок деятельности судов, статус судей для предварительной экспертизы в Совет по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики.

8. Рекомендовать Совету судейКыргызской Республики совместно сПравительством Кыргызской Республики до конца четвертого квартала 2012 года разработать и внести на утверждение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики государственную целевую программу «Развитие судебной системы Кыргызской Республики на 2013-2017 годы», направленную на существенное улучшение финансового и материально-технического обеспечения судов, включая капитальный ремонт, реконструкцию, строительство зданий и помещений судов, их компьютеризацию и иное техническое оснащение.

9. Установить,что разработка мероприятий, в том числе законопроектов, вытекающих из настоящего Указа, возлагается на экспертные рабочие группы. Количество экспертных групп, их персональный состав и направления деятельности определяются Руководителем Аппарата Президента Кыргызской Республики.

10. Возложить организационно-методическое обеспечение деятельности Совета и экспертных рабочих групп на отдел судебной реформы и законности Аппарата Президента Кыргызской Республики, материально-техническое и иное обеспечение - Управление делами Президента Кыргызской Республики.

11. Контроль за исполнением настоящего Указа оставляю за собой.

12. Настоящий Указ вступает в силу со дня официального опубликования.


О Совете по судебной реформе

Совет по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики (далее - Совет) является совещательным и консультативным органом при Президенте Кыргызской Республики по вопросам судебной реформы.

Совет создан в целях подготовки предложений по приоритетным направлениям проводимой в стране судебной реформы, обеспечения согласованных действий государственных органов, Верховного суда Кыргызской Республики (далее - Верховный суд), Совета по отбору судей Кыргызской Республики (далее - Совет по отбору судей), Совета судей Кыргызской Республики (далее - Совет судей) по подготовке и принятию нормативных правовых актов, регулирующих организацию и порядок деятельности судов, правоохранительных органов, статус судей.

Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Кыргызской Республики, указами, распоряжениями Президента Кыргызской Республики и настоящим Положением.

Состав Совета утверждается Президентом Кыргызской Республики из числа представителей законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти, других государственных органов, адвокатуры, ученых-правоведов, представителей политических партий и некоммерческих организаций.

Заседания Совета проводит председатель Совета. В отсутствие председателя Совета по его поручению заседания проводит один из членов Совета. Секретарь Совета определяется из числа членов Совета.

Члены Совета участвуют в его работе на общественных началах.

При необходимости к работе Совета могут быть привлечены представители министерств, ведомств, учреждений, ученые-правоведы и независимые эксперты.

Основными задачами Совета являются:

- подготовка предложений по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия государственных органов, органов судейского самоуправления по реализации основных направлений совершенствования судебной системы Кыргызской Республики, смежных с ней институтов;

- участие в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам судебно-правовой реформы;

- анализ материалов, публикуемых в средствах массовой информации, о деятельности органов правосудия, подготовка предложений в целях усиления прозрачности правосудия и повышения авторитета судебной власти;

- подготовка прогнозов развития судебной и правоохранительной систем Кыргызской Республики;

- разработка предложений по развитию сотрудничества с другими государствами, а также с международными организациями по вопросам судебно-правовой реформы;

- координация мероприятий, проводимых за счет грантовых средств и средств донорских организаций в реализацию судебной реформы.

Совет в целях реализации возложенных на нее задач и всестороннего анализа и подготовки вопросов, вносимых на рассмотрение Президента Кыргызской Республики:

- организует информационно-аналитическую работу по оценке состояния судебной и правоохранительной систем республики, вправе запрашивать от всех судов, Совета по отбору судей, Совета судей, Судебного департамента при Верховном суде, министерств и ведомств, организаций, учреждений необходимую информацию и материалы по вопросам подготовки и реализации судебной реформы;

- анализирует эффективность законодательства, регулирующего организацию и порядок деятельности судов, правоохранительных органов, и готовит соответствующие предложения и рекомендации Президенту Кыргызской Республики, Жогорку Кенешу и Правительству Кыргызской Республики;

- проводит экспертизу предложений и проектов нормативных правовых актов, направленных на урегулирование организации и порядка деятельности судов, правоохранительных органов, статуса судей;

- заслушивает на своих заседаниях информацию руководителей судов, директора Судебного департамента при Верховном суде, правоохранительных органов, должностных лиц органов исполнительной власти по вопросам реализации судебной реформы;

- привлекает ученых-правоведов, специалистов, независимых экспертов для осуществления научно-исследовательских и экспертных оценок по вопросам судебной и правоохранительной систем и реализации судебно-правовой реформы;

- изучает зарубежный опыт устройства судебной и правоохранительной систем, разрабатывает предложения по организации обеспечения международной поддержки программ реформирования судов и правоохранительных органов республики;

- информирует Президента Кыргызской Республики о развитии судебных систем и судопроизводства за рубежом и деятельности международных судебных органов.

Заседания Совета проводятся по мере необходимости по решению председателя Совета.

Заседание Совета правомочно, если на нем присутствуют более половины его членов.

Решения по рассматриваемым вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов Совета.

Решения Совета носят рекомендательный характер.

Организационно-методическое обеспечение деятельности Совета осуществляется отделом судебной реформы и законности Аппарата Президента Кыргызской Республики, материально-техническое и иное обеспечение Управлением делами Президента Кыргызской Республики.

В целях создания надлежащих технических, финансовых и иных условий для деятельности экспертных и рабочих групп Совет вправе привлекать внебюджетные средства, грантовую помощь доноров, международных организаций, реализующих проекты поддержки судебной и правовой реформы в Кыргызской Республике.

Состав Совета по судебной реформе:

 


 Протокол заседания >>>.

Рекомендации комиссии >>>.

План действий по реформированию >>>.

Распоряжение Руководителя Аппарата  >>>.

Протокол следующего заседания  >>>.

Концептуальные вопросы реформирования  >>>.

Проект Уголовного кодекса Кыргызской Республики >>>.

Проект Кодекса о проступках Кыргызской Республики >>>.

Проект Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики >>>.

Проект Уголовно-исполнительного кодекса Кыргызской Республики >>>.

Проект Гражданского процессуального кодекса Кыргызской Республики >>>.

Проект Закона "Об исполнительном судопроизводстве и о статусе судбных исполнителей в Кыргызской Республике" >>>.

Проек Закона "О гарантированной государством юридической помощи" >>>.

Проект Закона "О внесении изменений в Кыргызской Республики "Об органах судейского самоуправления" >>>.

Проект конституционного Закона "О внесени изсенений в конституционный Закона Кыргызской Республики "О статусе судей Кыргызской Республики" >>>.


Состоялось очередное заседание Совета по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики

Сегодня, 10 апреля 2015 года, по поручению Главы государства под председательством Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики Данияра Нарымбаева состоялось очередное заседание Совета по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики.

На заседание был внесен и рассмотрен один вопрос: презентация и обсуждение нового проекта Административно-процессуального кодекса Кыргызской Республики.

После утверждения повестки дня и согласования организационных вопросов председательствующий, Руководитель Аппарата Президента Кыргызской Республики Данияр Нарымбаев информировал членов Совета и приглашенных участников заседания от государственных органов и международных организаций о том, что указанный проект Кодекса подготовлен группой, образованной решением Комитета по судебно-правовым вопросам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Комитет по судебно-правовым вопросам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и экспертная рабочая группа попросили включить его в повестку дня заседания Совета, поскольку ранее инициированный новый проект Гражданского процессуального кодекса Кыргызской Республики тесно взаимосвязан с новым проектом Административно-процессуального кодекса Кыргызской Республики и требует одновременного их рассмотрения.

Основную презентацию представил член экспертной рабочей группы, эксперт проектов ПРООН и адвокат Сатаров Улан Мелисович.

Содокладчиком выступила заместитель председателя Верховного суда Кыргызской Республики, руководитель экспертной рабочей группы Аманалиева Бактыгуль Кыдыргычевна.

Разработчиками подчеркнуто, что проект нового Административно-процессуального кодекса Кыргызской Республики (далее сокращенно - АПК), наряду с другими проектами процессуальных кодексов, является одним из ключевых звеньев судебной реформы, фактически его положения реально затрагивают интересы людей и должны обеспечить их чаяния на справедливое правосудие.

Как отметили докладчик и содокладчик, представленный проект АПК призван урегулировать порядок судопроизводства по спорам, вытекающим из публично-правовых (административно-правовых) отношений, процессуальные правила рассмотрения и разрешения данных споров в суде.

Административное право разрешает в первую очередь правовые конфликты между гражданами, их объединениями и органами власти.

Соответственно, новый проект АПК нацелен на повышение уровня правовой защиты граждан в их спорах с представителями государственных органов и органов местного самоуправления, укрепление режима законности в деятельности органов власти.

В обсуждении положений проекта нового АПК приняли участие и внесли свои замечания и предложения члены Совета Д.Нарымбаев, Л.Сыдыкова, А.Исмаилов, Н.Садыков, И.Джолдубаева, Ш.Майчиев, К.Кочкарова, К.Абдиев, Ж.Мамбеталиева, О.Лаврова, Г.Скрипкина, Ф.Джамашева и Т.Туманов.

Дискуссионными для участников заседания Совета стали положения проекта АПК в части определения подсудности по первой судебной инстанции - межрайонные суды, по которым предлагалось дополнительно рассмотреть в качестве таковых районные суды.

Членами Совета предложено разработчикам обсудить вопросы сокращения сроков рассмотрения административных дел, уточнить процедуру отказа при рассмотрении административного иска и участия прокурора в таких делах. Обсуждение активно велось вокруг необходимости согласования проекта АПК с другими проектами процессуальных кодексов и разрабатываемым проектом Кодекса Кыргызской Республики о нарушениях.

В ходе обсуждения многие члены Совета в целом поддержали рассматриваемый проект АПК и важность его инициирования депутатами - членами Совета и членами Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по судебно-правовым вопросам.

По итогам обсуждения было принято решение об одобрении в целом проекта нового Административно-процессуального кодекса Кыргызской Республики с учетом высказанных членами Совета замечаний и предложений.

Совет согласился с предложением членов Совета о целесообразности дополнительного внесения проекта нового Кодекса в порядке законодательной инициативы на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Секретариату Совета поручено оказать содействие экспертной рабочей группе в доработке проекта нового Кодекса, справки-обоснования и других требуемых проектов документов к ним посредством обобщения всех высказанных замечаний и предложений на Совете и представления их рабочей группе и Комитету по судебно-правовым вопросам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.


 

Совет по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики передал Жогорку Кенешу Кыргызской Республики ряд законопроектов, разработанных в рамках судебной реформы

Сегодня, 22 декабря 2014 года, в рамках реформирования судебной системы Кыргызской Республики Руководитель Аппарата Президента Кыргызской Республики Данияр Нарымбаев встретился с депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики - членами Совета по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики и руководителями экспертных рабочих групп по разработке проектов законов, направленных на совершенствование процессуальных и иных норм права при отправлении правосудия.

Руководитель Аппарата Президента Кыргызской Республики отметил важность проделанной экспертными группами работы по разработке семи проектов нормативно-правовых актов. “Сегодня подводятся итоги двухлетней работы по разработке проектов кодексов и законов, которые реформируют порядок и правила проведения судопроизводства, как гражданского так и уголовного”, - сказал Данияр Нарымбаев, при этом подчеркнув, что Глава государства придает особое значение вопросам реформирования судебной системы и считает, что без кардинальной судебной реформы невозможно добиться изменений и преобразований в экономике и других отраслях.

В ходе встречи депутатам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики был передан пакет из 7 проектов законов, разработанных экспертными рабочими группами, в частности проекты новых редакций Уголовного кодекса, Уголовно-процессуального кодекса, Уголовно-исполнительного кодекса, Гражданского процессуального кодекса, Кодекса о проступках, а также законопроекты «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей в Кыргызской Республике», «О гарантированной государственной юридической помощи в Кыргызской Республике».

Было отмечено, что представленные проекты кодексов и законов разработаны в соответствии с нормами действующей Конституции Кыргызской Республики, Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы и международными соглашениями, участницей которых является Кыргызская Республика.

Кроме того, все документы прошли процедуру общественного обсуждения и были рассмотрены на заседаниях Совета по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики.

Члены Совета - лидер фракции «Ат Мекен» Омурбек Текебаев, председатель Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по судебно-правовым вопросам и законности Токтогул Туманов, председатель Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по правам человека, конституционному законодательству и государственному устройству Наталья Никитенко, депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Курмантай Абдиев, Тынчтыкбек Шайназаров и Эристина Кочкарова выразили намерение внести разработанные проекты кодексов и законов на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в связи с чем подписали соответствующие документы.

Депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Омурбек Текебаев выразил благодарность руководителям экспертных групп по разработке проектов законов за проделанную работу, отметив важность разработанных проектов законов для построения независимой и справедливой судебной системы страны.

Обращаясь к коллегам-депутатам, парламентарий также выразил надежду, что совместными усилиями удастся своевременно принять проекты законов в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики.

Данияр Нарымбаев в свою очередь попросил руководителей экспертных групп оказать депутатам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики - членам Совета максимальное содействие в экспертном сопровождении на всех этапах прохождения представленных законопроектов в парламенте страны.

Отметим, что экспертные рабочие группы по основным направлениям судебной реформы были созданы распоряжением Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики Данияра Нарымбаева в феврале 2013 года. В состав групп вошли высококвалифицированные юристы, представители судейского корпуса, правоохранительных органов, прокуратуры, независимые адвокаты, международные эксперты, ученые в области права, а также представители гражданского общества и правозащитных организаций.


 

Проходят экспертные обсуждения новых проектов законов в сфере отправления правосудия

17-18 июня 2014 года в зале заседаний «Шаир» отеля «Хаятт Редженси Бишкек» прошло экспертное обсуждение новых проектов законов в сфере отправления правосудия: проектов Уголовного кодекса Кыргызской Республики и Кодекса Кыргызской Республики о проступках.

Прошедшие дискуссии с участием депутатов Жогорку Кенеша, представителей аппаратов Президента и Правительства, правоохранительных, судебных и иных органов, адвокатов и представителей гражданского общества, международных экспертов позволили оценить новые положения кодексов, определить альтернативные взгляды на них, сопоставить различные мнения и предложения по их изменению, доработке либо целесообразности исключения.

В частности дискуссии вызвали положения в части категоризации мер наказания за преступления и проступки в виде соответствующих категорий (от 1 до 6), вопросы применения помилования в контексте учета наказания и процедуры пробации, применение мер наказания для отдельных категорий лиц по совокупности преступлений (для должностных лиц) и другие.

После состоявшихся дискуссий предполагается, что экспертная рабочая группа продолжит доработку обсужденных проектов законов.

Продолжится экспертное обсуждение других новых проектов законов в сфере отправления правосудия 19-20 июня 2014 года в зале заседаний отеля «Ак-Кеме». Предметом обсуждения и дискуссий должны стать положения нового проекта Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики и законопроекта в части доступа к судебной информации.

19 июня 2014 года проходят презентации концептуальных основ формирования общей и особенной частей нового проекта названного кодекса.

Затем планируется обсудить положения о судебном контроле в досудебном производстве, само досудебное производство, осуществление специальных следственных действий и возможности заключения процессуальных соглашений.

20 июня 2014 года предполагается презентация законопроекта в части доступа к судебной информации, обсуждение положений в части производства по пересмотру решений судов, вступивших с силу, возобновление дел по вновь открывшимся и новым обстоятельствам, особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.

Также эксперты обсудят положения в части производства по делам о проступках, взаимодействия судов, прокурора, следователей с соответствующими органами и должностными лицами иностранных государств.

Прошло экспертное обсуждение положений новых проектов законов в сфере отправления правосудия

19-20 июня 2014 года в зале заседаний отеля «Ак-Кеме» прошло экспертное обсуждение новых проектов законов в сфере отправления правосудия: нового проекта Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики и законопроекта в части доступа к судебной информации.

Обсуждение прошло с участием представителей аппаратов Президента и Правительства, правоохранительных, судебных и иных органов, адвокатов и представителей гражданского общества, международных экспертов. Это позволило оценить правовые новеллы законопроектов, выявить и сопоставить различные взгляды на них, рассмотреть предложения по их изменению, доработке либо исключению.

Дискуссионными стали предложения об исключении стадии возбуждения уголовного дела из уголовного процесса и усиление судебного контроля в досудебном производстве с возможностью введения понятия «следственного судьи». Соответственно, участниками обсуждений ставились вопросы гарантий прав граждан на досудебной стадии.

Проектом кодекса предлагаются следующие судебные инстанции: первая, вторая (апелляционная) и третья (кассационная), при этом в третьей инстанции предложено иметь судебный состав из 5 судей против 3 по ныне действующему кодексу. Также предлагается ввести новый институт предварительных слушаний, специальный раздел по порядку процедур о проступках, определяется соответствующая подсудность уголовных дел и проступков.

Обсуждение велось по особенностям производства по уголовным делам и проступкам в отношении отдельных категорий лиц, в части возобновления дел по вновь открывшимся и новым обстоятельствам и другим положениям проектов законов.

После состоявшегося обсуждения предполагается, что экспертные рабочие группы продолжат доработку подготовленных проектов законов.

Обсуждение других проектов новых законов состоится 23-24 июня 2014 года в конференц-зале отеля «Золотой дракон» и 25 июня 2014 года в зале заседаний отеля «Холидей».

Предметом обсуждения и дискуссий должны стать соответственно положения нового проекта Уголовно-исполнительного кодекса Кыргызской Республики и проекта новой редакции Гражданского процессуального кодекса Кыргызской Республики.

23-24 июня 2014 года пройдут презентации концептуальных основ формирования общей и особенной частей нового проекта Уголовно-исполнительного кодекса Кыргызской Республики.

Планируется затем обсудить положения об исполнении иных принудительных средств уголовно-правового воздействия, исполнении наказаний, связанных с изоляцией от общества и других.

Предполагается обсуждение положений в части особенностей применения средств уголовно-правового воздействия в отношении некоторых категорий лиц, порядка осуществления пробационного надзора, помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания и контроля за ними.

25 июня 2014 года после презентации основ проекта новой редакции Гражданского процессуального кодекса Кыргызской Республики и представления заключения международных экспертов по нему, пройдет экспертное обсуждение его положений.

Экспертные обсуждения проводятся при поддержке таких международных партнеров как: Центр ОБСЕ в Бишкеке, Региональное отделение Управления Верховного комиссара ООН по правам человека для Центральной Азии, ПРООН в Кыргызстане, Немецкое общество по Международному сотрудничеству, Управление ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК) и Фонд «Сороса-Кыргызстана», Программа USAID/ИДЛО по укреплению судебной системы, Бюро по борьбе с международным оборотом наркотических веществ и правоохранительной деятельности Государственного Департамента США, Американская Ассоциация Юристов, Международная Тюремная реформа в Центральной Азии, а также Общественный фонд «Голос Свободы».

Прошло экспертное обсуждение положений новых проектовзаконов в сфере отправления правосудия

При поддержке международных партнеров: Центра ОБСЕ в Бишкеке, Регионального отделения Управления Верховного комиссара ООН по правам человека для Центральной Азии, ПРООН в Кыргызстане, Немецкого общества по Международному сотрудничеству, Управления ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК) и Фонда «Сороса-Кыргызстана», Программы USAID/ИДЛО по укреплению судебной системы, Бюро по борьбе с международным оборотом наркотических веществ и правоохранительной деятельности Государственного Департамента США, Американской Ассоциации Юристов, Международной Тюремной реформы в Центральной Азии, а также Общественного фонда «Голос Свободы» в Кыргызской Республике проводится экспертное обсуждение новых проектов законов в сфере отправления правосудия.

23-24 июня 2014 года в конференц-зале отеля «Золотой дракон» прошло экспертное обсуждение проекта новой редакции Уголовно-исполнительного кодекса Кыргызской Республики.

25 июня 2014 года в зале заседаний отеля «Холидей» состоялось экспертное обсуждение проекта новой редакции Гражданского процессуального кодекса Кыргызской Республики.

Обсуждение прошло с участием представителей аппаратов Президента и Правительства, правоохранительных, судебных и иных органов, адвокатов и представителей гражданского общества, международных экспертов. Это позволило оценить правовые новеллы законопроектов, выявить и сопоставить различные взгляды на них, рассмотреть предложения по их изменению или доработке.

23-24 июня после презентации концептуальных основ формирования новой редакции Уголовно-исполнительного кодекса Кыргызской Республики участниками экспертных обсуждений рассмотрены основные положения уголовно-исполнительного права, включая исполнение наказаний, как связанных, так и не связанных с изоляцией осужденных от общества, применение иных принудительных средств уголовно-правового воздействия.

Активно обсуждались положения в части особенностей применения средств уголовно-правового воздействия в отношении некоторых категорий лиц, порядка осуществления пробационного надзора. А также вопросы оказания помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания и контроля над ними.

В ходе экспертных обсуждений дискуссионными стали вопросы по оставлению дисциплинарных изоляторов, порядку осуществления пробационного надзора, работы с несовершеннолетними.

25 июня после презентации проекта новой редакции Гражданского процессуального кодекса Кыргызской Республики и представления заключения международных экспертов по нему, прошло экспертное обсуждение его положений.

Дискуссионными для экспертов стали предложения по унификации сроков рассмотрения дел в судах, изменению порядка взимания госпошлины, уточнению судебных инстанций: первая, вторая (апелляционная) и третья (кассационная), при этом в третьей инстанции предложено иметь судебный состав из 5 судей против 3 по ныне действующему кодексу.

Обсуждение активно велось по введению предварительного рассмотрения дел, введению новых обстоятельств для перемотра судебных решений, требований к написанию судебного акта в полном объеме и другим положениям проектов законов.

После состоявших экспертных обсуждений предполагается, что экспертные рабочие группы продолжат доработку подготовленных проектов законов.


 Информацияо некоторых аспектах судебной реформы

Основой для проведения судебной реформы стала Конституция 2010 года и международные соглашения, участницей которых является Кыргызская Республика. Приведение национального законодательства в соответствие указанным нормам стало приоритетным направлением проводимой судебной реформы.

Для реализации намеченных целей и задач были созданы экспертные рабочие группы с привлечением высокопрофессиональных юристов, представителей судейского корпуса, правоохранительных органов, прокуратуры, независимых адвокатов, международных экспертов, ученых в области права, представителей гражданского общества и правозащитных организаций.

В результате комплексной и масштабной судебной реформы был разработан целый ряд нормативно-правовых актов, в частности: Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Гражданско-процессуальный кодекс, Закон «О статусе судей», новаторский для постсоветского пространства Кодекс о проступках, а также целый ряд иных нормативно-правовых актов.

При этом следует отметить, что при работе над проектами законов члены групп знакомились и изучали соответствующие законы стран СНГ и дальнего зарубежья, учитывали, что в рамках СНГ, Таможенного союза и ЕврАзЭС ведется работа по сближению законодательства стран-участниц. Членами групп все это время проводились регулярные встречи и консультации с международными экспертами из России, Казахстана, Украины, Германии и Польши. Группы изучали вопросы регулирования уголовного, административного и гражданского права, исполнительного производства и другие вопросы, старались использовать опыт и наработки по некоторым законодательным положениям, применяемые законодателями и правоприменителями вышеназванных государств.

На итоговые законопроекты, разработанные экспертными рабочими группами, получено заключение авторитетных международных организаций в области права, в частности Венецианской комиссии и БДИПЧ ОБСЕ, которыми достаточно высоко оценены промежуточные результаты судебной реформы.

В результате работы экспертных рабочих групп был совершен прорыв в законодательстве, регулирующем уголовно-правовые отношения, а также функционирование судебной системы в целом и персонально судей в частности. Предлагается усовершенствование механизма исполнения наказаний и механизма исполнительного производства по гражданским и экономическим делам. Исполнительное производство предлагается избавить от бюрократических осложнений, дающих возможность недобросовестным участникам процесса чинить помехи оперативности исполнительного производства. Предполагается введение разумных и эффективных санкций по отношению к лицам, в отношении которых имеется судебное решение о взыскании. В частности, возможность запрета на выезд за пределы страны, обязательное информирование службы судебных исполнителей представителями регистрирующих органов об улучшении имущественного положения данных лиц. Расширены, но при этом жестко регламентированы, полномочия судебных исполнителей, конкретизирован их статус.

Из законопроектов исключены противоречия, устаревшие нормы, не соответствующие международному законодательству и Конституции 2010 года, неактуальные и неработающие на практике. Новые редакции кодексов отвечают реалиям, более жизнеспособны и гармоничны, эффективно обеспечивают ряд базовых принципов права.

Новые редакции Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов стали более конкретными, привязанными к практике, гуманными. Обеспечена истинная состязательность защиты и обвинения, конкретизирована роль судьи, как арбитра между сторонами.

Предлагаемые нововведения

Создание института пробации – нового вида условного осуждения, при котором осужденный передается под надзор соответствующих органов. Это позволит надлежащим образом осуществлять контроль и надзор за лицами, которые совершили менее тяжкие преступления, преступления небольшой тяжести и проступки, с максимальной пользой для общества и с наименьшим ущербом для осужденных, повысит уровень ресоциализации осужденных.

Предусматривается возможность заключения процессуальных соглашений между сторонами о сотрудничестве; о признании вины; о примирении сторон. Для подобных случаев предусмотрен особый порядок судебного производства, который станет гораздо более процессуально экономичным, оперативным, исключит излишние формальности и бюрократические проволочки. Данное нововведение придаст новый импульс в борьбе с коррупцией, укрепит её механизмы, обеспечит безопасность лиц, изъявивших желание сотрудничать со следствием.

Упрощен порядок судебного следствия за счет конкретизации следственных и судебных процедур. Устранены противоречия в текстах Кодексов, проведена их унификация.

Предусматривается закрепление прав лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, и расширены возможности их защиты: предоставление задержанному права на телефонный звонок; участие защитника с момента фактического задержания; проверка законности задержания по требованию подозреваемого или его защитника; судебный контроль над следствием, возможность защиты предоставлять доказательства, отнесение возможности возврата дела для восполнения пробелов следствия к стадии предварительного слушания.

Гуманизация заключается в первую очередь в декриминализации и смены вида наказания за ряд уголовных составов, выделенных в отдельный Кодекс о проступках. Данный кодекс вводит наказание за деяния, которые по своей природе являются уголовно-правовыми, но в силу малозначительности, и как не представляющие значимой общественной угрозы, могут влечь за собой наказание, не связанное с лишением свободы. Это позволяет устанавливать более эффективное и соразмерное наказание, как например общественные работы, возмещение ущерба и штраф, конфискацию орудий противоправного деяния и т.д. Смягчение наказания за незначительные правонарушения, ранее являвшиеся преступлениями, позволяет упростить ресоциализацию, создать буфер между закоренелыми преступниками и людьми, совершившими уголовно наказуемые деяния по недомыслию, вследствие стечения тяжелых обстоятельств, и т.д.

Таким образом, следует отметить огромную работу по анализу, унификации, структурированию и гармонизации законодательства, что позволило в итоге представить на суд общественности и Жогорку Кенеша Кыргызской Республики коренным образом измененные нормативные правовые акты. Акты приведены в полное соответствие с Конституцией и требованиями международных соглашений в области защиты прав человека и качественного отправления правосудия. Знаковыми изменениями являются закрепление независимости, но вместе с тем ответственности судей, гуманизация уголовно-правового законодательства, выработка работающих механизмов исполнения судебных решений и прочие чрезвычайно важные аспекты права, которые актуальны не только для общества и государства в целом, но и для каждого человека в частности.

Вместе с тем у инициаторов и разработчиков судебной реформы есть четкое понимание того, что предлагаемые нововведения являются системными, революционными, требуют времени на осмысление и имплементацию. Именно поэтому сроком окончания судебной реформы Президент Кыргызской Республики определил 2017 год. К этому времени на основе реализованных законопроектов будут приняты подзаконные акты, регламентирующие детальные механизмы их реализации. Предполагается создание базовых институциональных и нормативных правовых основ, которые приведут к запуску процессов судебной реформы и реализации заявленного курса на ее проведение.

Хронология

Напомним, Указом Президента Кыргызской Республики «О мерах по совершенствованию правосудия в Кыргызской Республике» от 8 августа 2012 года № 147 внесенные на основе общественного диалога рекомендации по дальнейшему реформированию судебной системы Кыргызской Республики были приняты за основу при определении главных концептуальных целей, задач и направлений реформирования.

Для обеспечения согласованных действий государственных органов страны на пути реформирования данным Указом образован Совет по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики под руководством Главы государства. Состав данного Совета был сформирован распоряжением Президента Кыргызской Республики от 25 сентября 2012 года № 142.

Совет по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики, в состав которого входят депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, члены Правительства Кыргызской Республики, специалисты различных отраслей права и юристы-ученые, утвердил План действий по реформированию судебной системы. Совет по судебной реформе обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов, органов судейского самоуправления при реализации основных направлений совершенствования судебной системы и смежных с ней институтов Кыргызской Республики.

Позднее, распоряжениями Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики от 1 февраля 2013 года № 24 и 4 февраля 2014 года № 26 были сформированы экспертные рабочие группы для разработки пакета законопроектов, направленных на совершенствование процессуальных и иных норм права при отправлении правосудия.

Для примера, в группе по разработке Уголовного кодекса и Кодекса о проступках работали: проректор Кыргызско-Российского Славянского университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, доктор юридических наук, профессор Сыдыкова Лейла Чынтургановна; судья Верховного суда Кыргызской Республики Абдырахманов Жакып Токтобекович; правовой эксперт молодежной правозащитной группы Азимов Улугбек Худайбердыевич; заместитель начальника Академии Министерства внутренних дел Кыргызской Республики по науке, доктор юридических наук, профессор Джоробекова Арзыгул Мамаюнусовна; начальник следственного Управления Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики Ким Бакыт Леонидович; правовой эксперт проектов ПРООН Летова Ирина Витальевна; заведующая кафедрой уголовного права и криминологии юридического факультета Кыргызско-Российского Славянского университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, доктор юридических наук, доцент Сулайманова Назгуль Назарбековна; заместитель заведующего отделом Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по законности, правопорядку и борьбе с преступностью, кандидат юридических наук Эсенбаев Нурлан Бердибекович и другие компетентные правоведы и юристы.

Такими же по представительству и компетентности были и составы других экспертных рабочих групп.

Секретариатом Совета по судебной реформе и Аппаратом Президента Кыргызской Республики велась работа по обеспечению деятельности Совета по судебной реформе при Президенте и координации работы указанных групп.

Активное участие в разработке судебной реформы принимали международные организации. Была оказана техническая поддержка экспертным рабочим группам, в частности при проведении выездных сессий, круглых столов и других мероприятий следующими организациями: Программами демократического управления ПРООН в Кыргызстане, Немецким обществом по международному сотрудничеству/региональной программой GIZ, Международной организацией по праву развития/Программой USAID/IDLO по укреплению судебной системы, Центром ОБСЕ в Бишкеке, Правовой программой Фонда «Сорос-Кыргызстан», Международным менеджером проекта Европейского союза и ЮНОДК по реформе пенитенциарной системы в Кыргызстане, Координатором национальных программ Регионального офиса для Центральной Азии УВКПЧ ООН, Международной тюремной реформой в Центральной Азии и общественным фондом «Голос свободы», Управлением ООН по наркотикам и преступности ЮНОДК, Всемирным банком в Кыргызской Республике, Департаментом юстиции при Посольстве Сединенных Штатов Америки в Кыргызской Республике.


Совет по судебной реформе представил на обсуждение проекты новых Кодексов

Сегодня, 30 сентября 2014 года, в Государственной резиденции «Ала-Арча» состоялось очередное заседание Совета по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики, в состав которого входят депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, члены Правительства Кыргызской Республики, эксперты в области права и представители гражданского сектора.

Модератором заседания выступил Руководитель Аппарата Президента Кыргызской Республики Данияр Нарымбаев.

На заседании Совета были представлены проекты новых редакций Уголовного кодекса, Уголовно-процессуального кодекса, Уголовно-исполнительного кодекса и Кодекса о проступках.

“Мы собирались сегодня, чтобы подытожить нашу работу за 2012-2014 годы. Совет по судебной реформе при Президенте при содействии экспертных рабочих групп сделал колоссальную работу по написанию новых проектов Уголовного кодекса, Уголовно-процессуального кодекса, Гражданско-процессуального кодекса и других нормативно-правовых актов. В законопроектах учтен каждый шаг участников судебного процесса: судьи, прокурора, следователя”, - сообщил Руководитель Аппарата Президента Кыргызской Республики Данияр Нарымбаев.

Из Кодексов предполагается исключение противоречий и устаревших норм, не соответствующих международному законодательству и Конституции Кыргызской Республики 2010 года, неактуальные и неработающие на практике. Новые редакции Кодексов отвечают реалиям, более жизнеспособны и гармоничны, эффективно обеспечивают ряд базовых принципов права.

“Основной задачей в сфере уголовного законодательства можно считать либерализацию законов, декриминализацию деяний, не представляющих большую общественную угрозу, переоценку степени тяжести отдельных преступлений и в целом гуманизацию законодательства”, - сообщила на заседании руководитель экспертной рабочей группы по разработке проектов Уголовного кодекса Кыргызской Республики и Кодекса Кыргызской Республики о проступках, проректор по международным связям Кыргызско-Российского Славянского университета Лейла Сыдыкова.

Участники заседания заслушали доклады и презентации руководителей рабочих групп, высказали свои предложения и замечания. В частности, были обсуждены новации, касающиеся вопросов развития института медиации, исключения института амнистии, разработки и внедрения новых механизмов воздействия на осужденного в целях его ресоциализации.

Далее проекты Кодексов и законов будут доработаны и вынесены на рассмотрение Совета по судебной реформе для окончательного утверждения. После этого все разработанные документы будут направлены на рассмотрение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.

Необходимо отметить, что экспертные рабочие группы по основным направлениям судебной реформы были созданы распоряжением Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики 1 февраля 2013 года. В состав групп вошли высокопрофессиональные юристы, представители судейского корпуса, правоохранительных органов и прокуратуры, независимые адвокаты, международные эксперты, ученые в области права, представители гражданского общества и правозащитных организаций.

Следующее заседание Совета по судебной реформе состоится 7 и 10 октября 2014 года. На заседании будут представлены и вынесены на обсуждение разработанные проекты Гражданско-процессуального кодекса Кыргызской Республики, законопроектов «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей в Кыргызской Республики» и «О гарантированной государственной юридической помощи в Кыргызской Республики».

Основные аспекты судебной реформы, которые были презентованы на заседании Совета:

  1. Создание института пробации - нового вида условного осуждения, при котором осужденный передается под надзор соответствующих органов. Это позволит надлежащим образом осуществлять контроль и надзор за лицами, которые совершили менее тяжкие преступления, преступления небольшой тяжести и проступки, с максимальной пользой для общества и с наименьшим ущербом для осужденных, повысит уровень ресоциализации осужденных.
  2. Предусматривается возможность заключения процессуальных соглашений между сторонами о сотрудничестве; о признании вины; о примирении сторон. Для подобных случаев предусмотрен особый порядок судебного производства, который станет гораздо более процессуально экономичным, оперативным, исключит излишние формальности и бюрократические проволочки. Данное нововведение придаст новый импульс в борьбе с коррупцией, укрепит её механизмы, обеспечит безопасность лиц, изъявивших желание сотрудничать со следствием.
  3. Упрощен порядок судебного следствия за счет конкретизации следственных и судебных процедур. Устранены противоречия в текстах Кодексов, проведена их унификация.
  4. Предусматривается закрепление прав лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, и расширены возможности их защиты: предоставление задержанному права на телефонный звонок; участие защитника с момента фактического задержания; проверка законности задержания по требованию подозреваемого или его защитника; судебный контроль над следствием, возможность защиты предоставлять доказательства, отнесение возможности возврата дела для восполнения пробелов следствия к стадии предварительного слушания.
  5. Гуманизация заключается в первую очередь в декриминализации и смены вида наказания за ряд уголовных составов, выделенных в отдельный Кодекс о проступках. Данный кодекс вводит наказание за деяния, которые по своей природе являются уголовно-правовыми, но в силу малозначительности, и как не представляющие значимой общественной угрозы, могут влечь за собой наказание, не связанное с лишением свободы. Это позволяет устанавливать более эффективное и соразмерное наказание, как например общественные работы, возмещение ущерба и штраф, конфискацию орудий противоправного деяния и т.д. Смягчение наказания за незначительные правонарушения, ранее являвшиеся преступлениями, позволяет упростить ресоциализацию, создать буфер между закоренелыми преступниками и людьми, совершившими уголовно наказуемые деяния по недомыслию, вследствие стечения тяжелых обстоятельств, и т.д.

    Совет по судебной реформе представил новые законопроекты и кодексы

    Сегодня, 7 октября 2014 года, в Государственной резиденции «Ала-Арча» состоялось очередное заседание Совета по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики, в состав которого входят депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, члены Правительства Кыргызской Республики, эксперты в области права и представители гражданского сектора.

    Модератором заседания выступил Руководитель Аппарата Президента Кыргызской Республики Данияр Нарымбаев.

    На заседании экспертные рабочие группы представили и обсудили проекты новых редакций Гражданско-процессуального кодекса, законопроектов «О гарантированной государством юридической помощи» и «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей».

    “Цель любой судебной системы - рассмотрение максимального количества дел, чтобы гражданам было максимально удобно обратиться в суд. Сегодня апелляционные суды дублируют по функциям Верховный суд, а постоянные кассации и пересмотры решений приводят к тому, что государство трижды оплачивает судебную махину. Экспертные группы при Совете по судебной реформе попытались исправить это, разработав новые проекты законов и кодексов”, - заявил на заседании Данияр Нарымбаев.

    По его словам, Совет в ближайшем будущем направит свои предложения и аргументы на рассмотрение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.

    “Мы уже достигли договоренности с лидерами фракций парламента о внесении всех этих законопроектов и кодексов в Жогорку Кенеш. Они будут рассмотрены, как минимум, в первом чтении до конца работы нынешнего созыва”, - сообщил руководитель Аппарата Президента Кыргызской Республики.

    Новую редакцию Гражданско-процессуального кодекса Кыргызской Республики представила заместитель председателя Верховного суда Кыргызской Республики, глава экспертной рабочей группы Гульбара Калиева.

    “Целью создания нового гражданско-правового законодательства является создание условий для своевременного, качественного и полного рассмотрения судами гражданских дел. Сейчас судебная система не оперативна и очень громоздка. Мы предлагаем пересмотреть инстанционный порядок обжалования решений, чтобы судебное решение было стабильным”, - пояснила Гульбара Калиева.

    Проект закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» презентовал эксперт ООН и адвокат Улан Сатаров.

    “Действующая редакция закона содержит 97 статей, а предлагаемая нами содержит до 130 статей. Закон претерпел значительные структурные преобразования, поэтому имеется необходимость принятия нового проекта закона, чем изменения старого”, – прокомментировал Улан Сатаров.

    Законопроект «О гарантированной государством юридической помощи» представила заместитель министра юстиции Жылдыз Мамбеталиева. Она рассказала, что проект закона стал более социально-ориентированным, поскольку позволит большему числу граждан пользоваться государственной юридической поддержкой. Кроме того четко регламентированы механизмы оказания и финансирования государственной юридической помощи.

    Участники заседания заслушали доклады и презентации руководителей рабочих групп, высказали свои предложения и замечания. Наибольшее внимание было уделено обсуждению новой редакции Гражданско-процессуального кодекса Кыргызской Республики, регулирующего большую сферу работы судебных органов.

    Напомним, на предыдущем заседании Совета 30 сентября 2014 года были презентованы проекты Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного кодексов, а также Кодекса о проступках.

    Проекты всех кодексов и законов будут дорабатываться с учетом замечаний и предложений. Окончательные версии документов будут вынесены 17 октября 2014 года на заседание Совета по судебной реформе, которое пройдет под председательством Президента Алмазбека Атамбаева. После принятия Советом все разработанные документы будут направлены на рассмотрение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.

    Необходимо отметить, что экспертные рабочие группы по основным направлениям судебной реформы были созданы распоряжением Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики 1 февраля 2013 года. В состав групп вошли высокопрофессиональные юристы, представители судейского корпуса, правоохранительных органов и прокуратуры, независимые адвокаты, международные эксперты, ученые в области права, представители гражданского общества и правозащитных организаций.


    Состоялось очередное заседание Совета по судебной реформе при Президенте КР

    Сегодня, 10 октября 2014 года, в государственной резиденции «Ала-Арча» под председательством Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики Данияра Нарымбаева состоялось очередное заседание Совета по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики.

    В совещании также приняли участие депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, члены Правительства Кыргызской Республики, эксперты, представители гражданского сектора.

    В ходе заседания были обсуждены доклады, ранее представленные рабочими группами. “Сегодня проходит завершающее обсуждение. Мы попытаемся подвести итоги проделанной работы по написанию новых проектов Уголовного кодекса, Уголовно-процессуального кодекса, Гражданско-процессуального кодекса и других нормативных актов. Постараемся максимально учесть все пожелания рабочих групп”, - сказал Данияр Нарымбаев.

    Было также отмечено, что после окончательного утверждения, разработанные документы будут направлены на рассмотрение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.

    В своем выступлении Генеральный прокурор Кыргызской Республики Аида Салянова обратила внимание, что Жогорку Кенешем Кыргызской Республики принят Закон, предусматривающий снятие срока давности по должностным преступлениям. Между тем, проект Уголовного кодекса Кыргызской Республики не предусматривает данную норму. Она подчеркнула, что данный вопрос является весьма значимым и актуальным в рамках борьбы с коррупцией.

    Ректор Кыргызской государственной юридической академии Канат Керезбеков предложил создать в судебной системе Президиум Верховного суда для формирования единой практики судебных разбирательств по соответствующим категориям дел.

    Также свои предложения по проектам законов высказали заместитель Председателя Верховного суда Канат Турганбаев, депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Тынчтык Шайназаров и Наталья Никитенко, статс-секретарь Министерства финансов Кыргызской Республики Зурабай Аманова, адвокат Нурбек Токтакунов.

    Завершая заседание, Данияр Нарымбаев поблагодарил всех участников за проделанную работу, высказанные отзывы, пожелания и комментарии.



    Состоялось очередное заседание Совета по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики

     По поручению Главы государства, 14 марта, под председательством Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики Фарида Ниязова состоялось очередное заседание Совета по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики.

    На заседании экспертные рабочие группы представили и обсудили проекты законов направленных на совершенствование судоустройства в Кыргызской Республике.

    Открывая заседание Совета, Руководитель Аппарата Президента Кыргызской Республики Фарид Ниязов отметил, что образованная 7 сентября 2015 года рабочая группа из числа наиболее компетентных правоведов разработала шесть проектов законов, составляющих правовую основу для реформирования судебной системы.

    «При разработке указанных документов активное участие принимали все профильные государственные органы и представители гражданского сектора. Работа сопровождалась оживленной и конструктивной дискуссией. Во многом наши взгляды не совпадали, однако нам удалось решить многие вопросы путем обмена мнениями», - отметил Фарид Ниязов.  

    С презентацией документа, предусматривающего возможность рассмотрения Пленумом Верховного суда Кыргызской Республики правоприменительной практики судебных коллег высшей судебной инстанции и изменение института присяжных заседателей выступил заместитель председателя Верховного суда, руководитель экспертной рабочей группы  Качыке Эсенканов.

    Наряду с этим, состоялась презентация проекта закона, предполагающего изменение процедур конкурсного отбора на должность судей, повышение квалификации судей и создание Высшей школы правосудия. 

    Вопросы создания института судебных приставов, а также передачи военных судов в систему судов общей юрисдикции с исключением статуса военнослужащих были также обсуждены на заседании Совета по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики.

    По итогам заседания члены Совета по судебной реформе в целом положительно оценили результат деятельности рабочей группы и рекомендовали доработать проекты законов с учетом высказанных предложений членов Совета.

версия для печати